Найти в Дзене

Посмотрел на днях советский фильм «Звезда пленительно счастья». Разочарован, совсем не понравился. Объясняю почему.

Фильм вышел на советские экраны в 1975 году и был посвящен подвигу жен декабристов.

Я его впервые увидел совсем недавно, спустя 46 лет после выхода фильма.

И первое, что бросилось мне в глаза – сами декабристы в фильме представлены весьма схематично.

Но, возможно, это сделано и специально – ведь фильм посвящена именно женам.

Но тем не менее, с самого же начала мне было многое не понятно.

И не потому, что я плохо знаю историю – я знал, что за события происходили, мне было не понятно, что происходит именно в фильме. Видимо, авторы были уверены, что зрители перед походом в фильме перечитают учебник истории.

Может поэтому нам показывают какие-то отрывочные кадры – вот кто-то прощается с женой. А, это Волконский.

-2

Но авторам показалось, что зрителю недостаточно вот такого «клипового» монтажа, они решили и как бы «замылить» камеру.

Наверное, для того, чтобы переходы от одного события к другому не были такими резкими.

И тут я вспомнил фильм «Союз спасения», где героями тоже были декабристы, но авторы их решили подписывать. Но персонажи были все такими одинаковыми, что никакой разницы в том, кто где, не было

-3

Но вернемся к фильму «Звезда пленительного счастья».

В этом фильме беда не только с монтажом, но и диалогами.

Такое впечатление, что все реплики героям писали так, чтобы они выглядели нарочито картонными.

Единственный персонаж, который не цитирует литературные произведения (а именно так говорят остальные персонажи) это Николай 1.

-4

Но рано я радовался, увидев в роли царя своего любимого актера Василия Ливанова – его герой говорит как персонаж современных сериалов, постоянно истеря и изрыгая оскорбления на всех и вся.

Не буду дальше разбирать этот фильм, который, я знаю, в известной степени является культовым для советского кинематографа.

Но я ожидал от него, видимо, многого. Я ожидал увидеть важные моменты истории Российского государства, а увидел обычную мелодраму, в которой прекрасные герои (декабристы) противостоят страшному чудо вищу (Николай 1).

-5

Сейчас это бы назвали модным словом «конъюнктура».

Но я понимаю, это фильм с маленьким бюджетом. Я прочитал, что съемочная группа получила денег ровно в два раза меньше, чем было необходимо для съемок фильма.

Кроме того, есть и еще одно объяснение некоторой «рваности» сюжета.

Дело в том, что режиссер хотел снимать кино о Просковье Аннекееве – именно о ней поначалу задумывался этот фильм.

-6

Но снимать фильм о «француженке» не рискнули. И потому ввели еще Екатерину Трубецкую и Мария Волконскую.

-7

Это многое объясняет, конечно. Но фильм не спасает.

А что в этом фильме невероятно прекрасно, так это романс Исаака Шварца и Булата Окуджавы:

Кавалергарда век недолог,
И потому так сладок он.
Труба трубит, откинут полог,
И где-то слышен сабель звон.
Еще рокочет голос струнный,
Но командир уже в седле.
Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле.

А как вам этот фильм? Не думаете, что если бы рассказ шел только о «француженке», то он от этого только выиграл бы?