Фильм вышел на советские экраны в 1975 году и был посвящен подвигу жен декабристов.
Я его впервые увидел совсем недавно, спустя 46 лет после выхода фильма.
И первое, что бросилось мне в глаза – сами декабристы в фильме представлены весьма схематично.
Но, возможно, это сделано и специально – ведь фильм посвящена именно женам.
Но тем не менее, с самого же начала мне было многое не понятно.
И не потому, что я плохо знаю историю – я знал, что за события происходили, мне было не понятно, что происходит именно в фильме. Видимо, авторы были уверены, что зрители перед походом в фильме перечитают учебник истории.
Может поэтому нам показывают какие-то отрывочные кадры – вот кто-то прощается с женой. А, это Волконский.
Но авторам показалось, что зрителю недостаточно вот такого «клипового» монтажа, они решили и как бы «замылить» камеру.
Наверное, для того, чтобы переходы от одного события к другому не были такими резкими.
И тут я вспомнил фильм «Союз спасения», где героями тоже были декабристы, но авторы их решили подписывать. Но персонажи были все такими одинаковыми, что никакой разницы в том, кто где, не было
Но вернемся к фильму «Звезда пленительного счастья».
В этом фильме беда не только с монтажом, но и диалогами.
Такое впечатление, что все реплики героям писали так, чтобы они выглядели нарочито картонными.
Единственный персонаж, который не цитирует литературные произведения (а именно так говорят остальные персонажи) это Николай 1.
Но рано я радовался, увидев в роли царя своего любимого актера Василия Ливанова – его герой говорит как персонаж современных сериалов, постоянно истеря и изрыгая оскорбления на всех и вся.
Не буду дальше разбирать этот фильм, который, я знаю, в известной степени является культовым для советского кинематографа.
Но я ожидал от него, видимо, многого. Я ожидал увидеть важные моменты истории Российского государства, а увидел обычную мелодраму, в которой прекрасные герои (декабристы) противостоят страшному чудо вищу (Николай 1).
Сейчас это бы назвали модным словом «конъюнктура».
Но я понимаю, это фильм с маленьким бюджетом. Я прочитал, что съемочная группа получила денег ровно в два раза меньше, чем было необходимо для съемок фильма.
Кроме того, есть и еще одно объяснение некоторой «рваности» сюжета.
Дело в том, что режиссер хотел снимать кино о Просковье Аннекееве – именно о ней поначалу задумывался этот фильм.
Но снимать фильм о «француженке» не рискнули. И потому ввели еще Екатерину Трубецкую и Мария Волконскую.
Это многое объясняет, конечно. Но фильм не спасает.
А что в этом фильме невероятно прекрасно, так это романс Исаака Шварца и Булата Окуджавы:
Кавалергарда век недолог,
И потому так сладок он.
Труба трубит, откинут полог,
И где-то слышен сабель звон.
Еще рокочет голос струнный,
Но командир уже в седле.
Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле.
А как вам этот фильм? Не думаете, что если бы рассказ шел только о «француженке», то он от этого только выиграл бы?