Во всем мире оперные театры пытаются думать о подрастающем поколении – готовить себе публику впрок. Детские оперы или музыкальные спектакли для детей, специальные программы и концерты, образовательные семинары, экскурсии по закулисью и много еще чего другого предлагается вниманию юных.
В Германии с ее полусотней оперных театров (и в условиях господства «седых голов» в зрительных залах на серьезном репертуаре «для взрослых») этим занимаются особенно интенсивно, работая сразу по всем направлениям.
В плане заказа новых опер, сотрудничества с современными композиторами, Германия, пожалуй, даже будет лидирующей державой, сегодня деля пальму первенства с Финляндией, Израилем и США. Причем если для взрослой аудитории культурная политика в основном рекомендует продвигать музыку авангардную, что в музыкальном театре, как правило, выливается в сочинение опер абсолютно неслушабельных и едва ли опер вообще, то для детской аудитории допускаются более демократические веяния.
На деле это оборачивается постмодернистской эклектикой – именно в этом музыкальном стиле, по сути, являющемся собой результатом смешения различных музыкальных стилей, пишется сегодня большинство сочинений для детского музыкального театра. И не только в Германии, да по правде говоря, и не только для детского.
Ставятся в Германии и современные опусы ненемецких авторов. Свежий пример – последняя работа в этом направлении Немецкой оперы на Рейне, представившей на своей дюссельдорфской сцене оперу проживающего в Берлине американца Джеймса Рейнольдса «Рыцарь-призрак» («Geisterritter»). Спектакль является совместной постановкой Рейнской оперы с оперными театрами соседних Дортмунда и Бонна в рамках земельного проекта «Молодежные оперы рейнско-рурского региона».
Рейнольдс написал свое произведение на немецкое либретто Кристофа Климке, которое дарит музыкальному театру свою версию невероятно популярного одноименного романа немецкой писательницы Корнелии Функе. Он кстати переведен на русский и издан у нас.
Уроженец солнечной Калифорнии Рейнольдс давно интегрирован в немецкую культуру – он учился в Кёльне, много пишет для театров и музыкантов своей второй родины, а «Рыцарь-призрак» является его вторым оперным опытом.
Сюжет новой оперы весьма прост, в духе популярных у молодежи «фэнтезийно-призрачных» сочинений. Юный Джон Уайткрофт не ладит с отчимом, поэтому оказывается в интернате в Солсбери, где и без того травмированная психика подростка приходит в полный разлад: его начинают преследовать призраки.
Одноклассники не могут понять, что с ним происходит – ведь нечести они не видят, а фиксируют лишь странное поведение Джона. Только одна девочка в классе – Элла Литлджон – ему верит, поскольку способна духов узреть, что и немудрено, ведь ее бабушка Зельда с потусторонним миром накоротке. Именно веселая бесшабашная пенсионерка советует обратиться за помощью к неуспокоенному духу рыцаря Уильяма Лонгспи, который единственный может помочь Джону в его борьбе с исчадьями преисподней.
Финал у оперы оптимистичный – рыцарь помогает Джону, встречается со своей воскресшей возлюбленной Элой, а злые призраки посрамлены и больше их никто не боится, да и вообще не видит.
Начинается опера с акустических эффектов и потусторонних атональных завываний струнных. Однако «призрак авангардизма» недолго бродит по дюссельдорфскому театру: музыкальный язык новой оперы весьма демократичен и естественно эклектичен. Тут находится место всему – и джазу, и поп-музыке, и хип-хопу с рэпом, и лирическим ариям (исповедальное ламенто Элы Лонгспи написано в лучших традициях романтизма) как романтического, так и барочного закваса, и григорианским хоралам, и много чему еще.
Традиционный симфонический оркестр усилен нетривиальными инструментами, а также не обходится и без ритм-секции, что объяснимо – неакадемические фрагменты без нее никак не исполнить.
Поют при этом в основном по-оперному, в классических традициях, правда, с подзвучкой – кажется, микрофон становится все более и более само собой разумеющимся явлением в современной опере (вспомним наши недавние российские опыты – «Родину электричества» в Воронеже или «Рабочего и колхозницу» в Москве).
«Может быть это мюзикл?» – спросит кто-то. Может быть, но разговорных диалогов в «Рыцаре-призраке» практически нет совсем (что для современной оперы скорее исключение) – впрочем, оные не мешают называть «Кармен» и «Волшебную флейту» операми.
Постановка Эрика Петерсена – аутентична, традиционна и классична: как известно, в современных опусах фантазии режиссеров редко бывают смелы, чаще они предпочитают проиллюстрировать либретто. Школьный класс в Солсбери с длинноволосым хипповатым учителем, но зато в галстуке (именно его альтер-эго являются призраки, мучающие Джона); готический собор с тяжелым надгробием на могиле рыцаря Уильяма и ожившими статуями; городская улица вдоль кирпичной стены с симпатичными скамеечками; лохматые призраки, похожие на Оззи Осборна – все настоящее, узнаваемое и вполне реалистичное (сценография артгруппы fettFilm).
Казалось бы, опера о призраках – вот бы где фантазии разгуляться, подпустив сюра! Но нет, режиссура и сценография весьма дидактичны, все по либретто, никаких тебе подспудных и надспудных смыслов и приращения оных.
Но не будем слишком строги: для первого воплощения оперу, конечно, желательно представить в реалистическом прочтении, чтобы публике вообще было понятно, что и зачем происходит, и с этой задачей Петерсен и его команда справляются. А будут ли еще попытки поставить эту оперу где-нибудь, приживется ли она в репертуаре – покажет время.
Артисты Давид Фишер (Джон), Моника Ридц (Элла), Сьюзан Маклин (Зельда), Давид Ерузалем (Уильям), Рольф Шайдер (Учитель), Лиза Гриффит (Эла) и др. актерствуют с энтузиазмом и даже неплохо поют – когда композиторская мысль предоставляет для этого малейшую возможность.
Солистами, хором Рейнской оперы и Дюссельдорфским симфоническим оркестром умело управляет штатный хормейстер театра Патрик Фрэнсис Честнат, который выступил музыкальным руководителем постановки.
Прочтению не откажешь в динамизме и задоре – публика реагирует на посыл артистов адекватно, смеясь шуткам по ходу действия и бурно приветствуя аплодисментами участников и создателей спектакля по его окончании.
13 января 2020 г., "Новости классической музыки"