В международных принципах кооперации есть шестой пункт - кооперация кооперативов. И он в России нарушается очень жёстко на верхнем уровне. Есть по сути две параллельные системы продовольственной кооперации, которые не взаимодействуют друг с другом. Есть огромная империя "Центросоюза", которая уже лишь маленький кусок в разы больше советской империи потребительской кооперации (потребительская кооперация). Есть отдельное направление сельскохозяйственной кооперации. Работают они в стороне, "каждый" тянет одеяло на себе. Разделяй и властвуй. Конкуренция - грех, как любил говаривать Рокфеллер.
Такая стратегия - это стратегия безхозяйственности и разрушения. Во всём мире сельское хозяйство и сельские территории встали на грань выживания. Урбанизация под ноль зачищает деревни почти по всему миру. И, казалось, бы в такой непростой ситуации нужна кооперация, сотрудничество, поиск любых возможностей....
Система "Центросоюза" - это огромные ресурсы сбытовой розничной сети (сельпо, райпо и других потребительских обществ), образовательная федеральная сеть Российского университета кооперации, комбинаты питания, перерабатывающие предприятия и много чего ещё. Подробнее см. на сайте "Центросоюза". Это огромные ресурсы, столь нужные фермерам и государственной аграрной политике, но они не работают на полную. В это же время сельскохозяйственная кооперация загибается без ресурсов и сбыта. Получается просто абсурдная картина в хозяйственном комплексе.
Почему так происходит?! Во-первых, в стране нет сильных игроков, реально заинтересованных в кооперации. Просто нет. Министерство агрохолдингов просто кидает подачки по принципу "отчитаться" и "отстаньте", а не по принципу "хочу стратегически выстроить систему устойчивую". Сильным предпринимателям не особо нужна кооперация - у них, наоборот, фокус на консолидацию и капитала, и управления. Фермеры разрознены, да и мало, кто хочет заниматься крупными проектами и в состоянии вообще этим делать. Наука уже в глубокой пенсии и почти вся в режиме диванных критиков и воздыхателей.
В "Центросоюзе" у топ-менеджмента также всё хорошо и им с кем-то делить управление не хочется. Ревизионные союзы сельскохозяйственной кооперации также согласны со своим монопольным статусом и больше являются идеологами, чем управленцами и хозяйственниками.
Старожилы говорят, что попытка диалога была только при министре Фёдорове, который возглавлял до этого Чувашию, где сильны кооперативы, и знал вопрос не понаслышке. При нём прошёл общий форум двух "веток" кооперации. Но министерство - лакомный кусок и быстро пошли другие министры. Крайний съезд сельскохозяйственных кооператив - непростое зрелище: без ресурсов, без молодёжи, без серьёзных результатов.
Кооперация - это не формальные кооперативы и госпрограммы. Это футбол во дворе и командные игры. А мы их обрезали дорогой точечной застройкой в ипотеку и стоянками авто. Это большие роды - урбанизация и их съела. Это командное обучение,а мы в школе перешли на индивидуальные задания. Это товарищества собственников жилья, дач и др. Это взаимодействие по win win в каждодневной жизни. Если этого нет, то никакие миллиарды на кооперацию не дадут эффекта, а результат может остаться таким же, как и в семейных кооперативах (70% разводов), бизнес-кооперативах (80% экономических дел от партнёров/конкурентов/рейдеров).