Найти тему
Education Else

Наставник – палочка-выручалочка или сдерживающий фактор?

Наставничество - широко распространенный метод производственного обучения. В статье рассмотрим его достоинства и недостатки.
Плюсы.
1. Передача знаний от практикующего специалиста, который рассказывает и показывает тонкости и нюансы работы.
2. Возможность вживую наблюдать, как ведется техпроцесс.
3. Быстрая обратная связь: если непонятно, можно задать вопрос и получить объяснение.
4. Хорошо работает в формате 1 на 1.

Минусы.
1. Наставник объясняет с высоты своего опыта, не всегда при этом учитывает опыт ученика. Некоторые вещи не объясняет, считая само собой разумеющимися и понятными.

2. Учит только тому, что хорошо знает сам или считает нужным объяснять.

3. Далеко не все могут правильно работать и рассказать, как правильно работать, объяснить свои действия.

4. Долго.

5. Наставник – такой же сотрудник, у которого есть норма выработки. И дополнительный балласт в виде учеников ему только мешает. Сами понимаете, каким будет качество обучения.

6. Если носитель знаний один, а учеников несколько, такой вариант обучения непродуктивен. Предположим, нужно распространить правильный и эффективный опыт на всех работников участка. Организовать лекцию в учебном классе – малополезно, отработка практических навыков происходит только «в поле», у станка, пульта управления и др. Показывать на рабочем месте всей группе не получится: кто-то не видит, что происходит, кто-то не слышит объяснение.

7. Еще одна проблема: как потом проверить знания ученика? Сразу допускать к самостоятельной работе на оборудовании? Цена ошибки в это случае может оказаться слишком высокой.

Резюме.
Тщательно отбирайте тех людей, к которым отправляете новичков на обучение. Лучше всего, если знания наставников тоже ежегодно проверять. Это даст уверенность в правильности передаваемых знаний и навыков.

Как вы считаете?