Почему некоторые зрители называют его фильмом ужасов? Чем он так ужасен? Почему сильно действует на нервы - особенно тем, кто привык расслабляться под шедевры Эльдара Рязанова 1970-х годов? Полезен или вреден этот фильм, в котором #школьная жизнь предстаёт в необычном ракурсе?
В 1980-е и 1990-е годы известный советский режиссёр Эльдар Рязанов создал несколько нашумевших кинопроизведений, вызвавших как позитивные, так и негативные оценки.
Но один из перестроечных фильмов Рязанова вызывает у ряда зрителей особенно острую реакцию - картина с безобидным названием "Дорогая Елена Сергеевна".
"Это какой-то фильм ужасов", "очень тяжёлая картина, трудно смотреть" - звучат потрясенные отзывы.
Однако это глубокий фильм, который даже можно назвать психологически полезным. В отличие от многих чернушных картин, проблемы и конфликты там не просто показываются, подчеркиваются причины такого поведения.
Сюжет
Четверо школьников-выпускников приходят в гости к своей учительнице Елене Сергеевне (Марина Неелова). Вскоре выясняется, что цель у них весьма прагматичная: уговорить отдать ключ от сейфа с контрольными работами. Работы написаны плохо, и возникла идея замены на заранее написанные, с правильными ответами.
Как далеко готовы зайти гости, чтобы достичь своей цели? Оказывается, что очень далеко.
Мотивы
Хорошо, что в этом фильме Рязанова показаны подоплёка, основы мотивации каждого персонажа. Конечно, не прямо, намёками. Об этом мы можем судить по репликам, речам (которых здесь немало) и поведению героев. Каждый из них детально объясняет свою мотивацию.
Паша (Д. Марьянов) жаждет справедливости, и сильно возмущён несправедливостью.
- Я не виноват, что мои родители- обыкновенные средние люди. А каким-то голденам и мажорам с самого детства обеспечено место в лучших институтах страны!.. А я не намерен уступать им свое место, понимаете? Это моё место, моё! И я буду драться за него зубами!
Ляля мечтает красиво и богато жить, хочет всегда красиво выглядеть.
- Знаете, чем вы отличаетесь от нас? Вы всю жизнь боролись за то, чтобы элементарно выжить. А мы будем бороться, чтобы хорошо жить.
- Я можно сказать, уже взрослый человек, а меня все ребёнком считают. Я Набокова прочла на английском языке, а она меня все учит.
- Что именно?
"Лолиту".
Володя хочет чувствовать себя жёстким, абсолютным лидером.
- Я просто не понимаю, Володя, зачем вам-то все это нужно?
- Ну просто чтобы стать настоящим лидером я должен и сам кое-что из себя представлять.
- Если я что-то решил, то довожу это до конца, чего бы мне это не стоило.
- Мораль - категория человеческая, а потому - относительная.
Витя (Ф. Дунаевский, главный герой фильма "Курьер", 1986) желает ощущать себя развязным, раскрепощенным, поэтому много пьет. Он слабо организован, легко идёт на поводу (до определённой степени) у других.
- Так если бы не поступать, так черт с ней, с отметкой...
Елена Сергеевна - как и Паша, за справедливость, однако не ценой отказа от морали. Она принципиальна, отрицает идею "цель оправдывает средства". Разве что в конце она поддается давлению.
- Мне вас очень жаль. Вы не понимаете, что такое подлость.
Заострённые черты личности
Прекрасно показаны акцентуации характера. Это именно акцентуации, ведь в определенные моменты каждый герой выходит из себя, и яростно выражает свою правду, свои ценности и убеждения.
Почему же так важна эта "своя правда"? Дело в том, что чрезмерная привязанность с тем или иным ценностям и убеждениям ведёт к конфликтам. Зацикливание на своих "хочу" потенциально способно вызвать даже психические отклонения.
Речь о параноидности, истероидности и других чертах характера. Эти свойства способны в дальнейшем (под влиянием сильных стрессовых факторов) привести к паранойе, истерии и так далее.
Осознание через кино
Именно в доскональном исследовании мотивации заключается полезность фильма "Дорогая Елена Сергеевна". Можно долго, до бесконечности бороться с врагами, воевать с ними, и в том числе самим собой.
Однако это тупиковый путь. Чужая мотивация проявляется снова и снова, возникают все новые витки враждебности и агрессии. Непонятая мотивация нуждается в осознании, а средства для осознания предлагает именно психология.
Исследуя психологию кино, мы можем увидеть много интересных примеров, провести ассоциации с реальной жизнью, предотвратить ошибки, лучше понять свой и чужие характеры.
Фильм прекрасно показывает типы личности, которые встречаются во всех социальных группах. Изучая их логику, можно прогнозировать поведение, понимать основы конфликтов, находить средства для более эффективного взаимодействия.
Что вы думаете о смысле этого фильма? Интересен ли он в плане изучения типов характеров?
Если вам нравятся статьи о психологии кино, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Поддержка канала: