Мир вокруг нас в буквальном и переносном смыслах пронизан множеством самых разнообразных коммуникаций. Развитие информационных и виртуальных технологий с каждым днем все более усложняет и совершенствует эту паутину взаимосвязей, проникая во все уголки земного шара и во все сферы жизнедеятельности людей. На наших глазах формируется совершенно новое общество, построенное на принципах свободного, казалось бы, бесконтрольного и хаотичного распространения любой информации, при которых на первые роли выходят промежуточные коммуникационные звенья, распределяющие и интерпретирующие для каждого из нас те или иные знания, данные, сведения.
Мы стоим на пороге изменений, чем-то схожих с индустриальной революцией, но гораздо более грандиозных и масштабных по силе своего влияния на ставший привычным мир. И волна этих перемен надвигается стремительно и неумолимо, поглощая традиционные ценности, культуру, общечеловеческие нормы морали и прочие «пережитки» прошлого. Как на смену модерну пришел постмодернизм, так и на смену информационной эпохе приходит постинформационная, в которой роль коммуникаций выходит на главные, лидирующие позиции.
Как и у любой другой революции (технологической, социальной, политической), у постинформационной перестройки есть сторонники и противники: те, кто прилагает усилия для слома прежней формации, видя в переменах положительные перспективы, противостоят так называемым консерваторам, охранителям сложившегося статус-кво. Как и у любой революции, у происходящих ныне процессов имеются базовые объективные предпосылки. Перечислять их все не имеет смысла, иначе нужно было бы цитировать целые главы художественных антиутопий прошлого столетия, но попытаться сформулировать утрированно и емко можно несколькими тезисами. Основной из которых звучит так: в мире стало слишком много всего!
Слишком много людей, слишком много денег, слишком много товаров. А также идей, событий, произведений искусства и, конечно же, информации. Которая в период уходящей эпохи стала одним из самых дорогих товаров на планете. Ее ценность в денежном эквиваленте неимоверно возросла именно в последние десятилетия, когда в лидеры мирового бизнеса ворвались те, кто ее генерирует и контролирует: Google, Microsoft, Apple, Facebook и другие. Они не делали ставку на владение информацией, прекрасно понимая, что это преимущество прошедших времен, оружие прошлых конкурентных войн. Современные гиганты информационной индустрии ведут борьбу за контроль информационных потоков, каналов коммуникаций, в которых ценность формируется за счет транзакций информации. И, соответственно, они крайне заинтересованы в том, чтоб этих потоков было, как можно больше, чтоб информации генерировалось все больше. В том числе и с помощью активных пользователей Интернета, которым тоже дается возможность немного зарабатывать на этих процессах.
Но, конечно, основной доход идет в закрома корпораций.
Поэтому нас так усиленно стимулируют совершать как можно больше информационных транзакций: публиковать посты в соцсетях, вести видеоблоги, комментировать чьи-то тексты и фотографии, ставить лайки, делать репосты и так далее. Нас за это продвигают в различных рейтингах, дают какие-то бонусы, а некоторые даже платят деньги. И мы привыкли к этому симбиозу, встраиваясь в новую пирамиду информационных инвестиций. Делаем бизнес в интернете, налаживаем личные отношения, занимаемся творчеством или просто читаем, слушаем, смотрим. Эти процессы настолько прочно входят в нашу повседневную жизнь, отнимая все больше времени и энергии, что мы порой даже перестаем замечать, где граница между реальным и виртуальным миром. Особенно сильно это проявляется у подрастающих поколений, выросших уже в эпоху господства Интернета.
Становится очевидным, что людям, находящимся в безбрежном информационном океане требуется какой-то специальный инструментарий, какая-то особая система или технология, позволяющая не утонуть в его бурных волнах, нахлебавшись соленой воды блогерских текстов и устав разгребать вручную пену новостных лент. Ведь даже у опытных пловцов силы не безграничны, а маленькие спасательные плотики, предоставляемые соцсетями слишком ненадежны. Да и управлять ими практически невозможно. Нам необходимо простое и удобное средство, позволяющее упорядочить наши действия, выбирать нужные маршруты и обеспечить эффективное взаимодействие с теми, кто волею судеб оказался на нашем пути.
Все, что для этого требуется, можно обозначить одним термином: эффективное общение. Его главный принцип – максимальная польза от минимального количества контактов и затраченного времени. Безусловно, точно вычислить по каким-либо формулам коэффициент полезного действия эффективного общения не представляется возможным: слишком уж сложен мир вокруг нас, слишком много факторов влияют на межличностные взаимоотношения. Но зато всегда можно сравнить результаты, которых удается добиться с помощью применения этого принципа, с тем уровнем достижения целей, который был до применения методики.
Чтобы овладеть искусством эффективного общения и успешно применять его на практике, сегодня недостаточно быть хорошим переговорщиком или оратором, иметь много деловых и личных связей, принимать участие в собраниях, сообществах или интернет-беседах. Можно научиться много и красиво говорить, держать в своем телефоне тысячи нужных контактов, постоянно перебирать стопки разноцветных визиток и спамить рассылками по электронной почте, не получая практически никакой отдачи. Ведь ваши собеседники точно так же находятся в постоянном цейтноте и под шквальным огнем средств коммуникации, СМИ и окружающих их людей. Ваши умения и навыки будут тратиться впустую из раза в раз, поглощаемые информационным шумом, всего лишь по одной причине. Вы говорите не с теми, не о том и не в то время. Чтобы исправить этот ключевой недостаток в общении с людьми, вам нужен очень умелый помощник. Супер-помощник. Просто идеальный помощник, который никогда ничего не забывает, вовремя подсказывает вам нужную информацию, помогает найти наилучший повод для контакта и наиболее удобное время для разговора. А самое главное – подсказывает вам, как именно строить беседу, на чем акцентировать внимание вашего визави, чем заинтересовать и расположить к себе, вызвать доверие и в конечном итоге достичь поставленной перед переговорами цели.
Где же такого отыскать? Ни один из информационных грандов не предлагает нам подобного инструментария, преследуя лишь свои собственные интересы, все активнее вовлекая пользователей в сети созданных ими проектов. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны: по инициативе группы единомышленников подходит к завершению разработка простого и удобного приложения ТимТоп, о принципах работы с которым мы расскажем в следующих публикациях.
Подпишитесь на наш канал. Вас ждет еще много полезной и интересной информации.