Найти тему
Волшебный луч

"Лолита": две экранизации скандального романа

Скандальный роман Владимира Набокова «Лолита» экранизировался дважды: в 1962 году – классиком мирового кинематографа Стэнли Кубриком и в 1997 году – известным режиссером Эдрианом Лайном. Случилось так, что я посмотрела обе экранизации совсем недавно и не увидела в них ничего скандального.

Черно-белый фильм Кубрика и сегодня считается лучшей экранизацией «Лолиты». Он абсолютно целомудрен, отношения Гумберта и Лолиты, по требованию продюсеров, максимально завуалированы. Несмотря на это, Кубрик долго не мог найти исполнителей на главные роли.

На роль Гумберта Гумберта сразу выбрали 53-летнего Джеймса Мэйсона, но актер был вынужден отказаться от нее из-за своей занятости в бродвейском спектакле. 55-летнего Лоуренса Оливье отговорил сниматься его агент. 58-летний Кэри Грант с возмущением отверг предложение. В качестве возможных исполнителей главной мужской роли рассматривались Питер Устинов, Дэвид Найвен, Марлон Брандо и Эрролл Флинн. В конечном итоге, Мэйсон ушел с Бродвея и присоединился к актерскому составу фильма. Может показаться странным, что исполнитель роли Гумберта Гумберта намного старше своего персонажа и выглядит уже пожилым человеком. Но подобное решение вполне традиционно для старого Голливуда, где даже на роли более молодых героев часто приглашали признанных «звезд», заметно отличавшихся от них по возрасту.

-2

На роль Лолиты пробовались около 800 девочек. Режиссер остановил свой выбор на 18-летней певице Джоуи Хизертон, но отец девушки категорически запретил ей участвовать в фильме. В результате, Лолиту, которой, из соображений цензуры, было добавлено 2 года, сыграла 16-летняя Сью Лайон. Выбор исполнительницы одобрил сам Набоков. Чтобы задобрить цензоров, рассматривался вариант финала, в котором Гумберт Гумберт и Лолита вступают в законный брак, но он полностью противоречил трагическому содержанию романа.

Экранизация 1997 года получилась более откровенной и прямолинейной, чем фильм Стенли Кубрика. Композиционно она построена как речь Гумберта перед присяжными. Британскому актеру, лауреату премии «Оскар» Джереми Айронсу удалось сделать Гумберта подлинно трагическим героем. Его любовь к Лолите настолько искренна, а страдания по поводу ее потери столь глубоки и неподдельны, что его просто невозможно осудить. Как и Мэйсон, Джереми Айронс на момент начала съемок был заметно старше своего персонажа, но это компенсировалось элегантностью и подтянутостью актера.

-3

Свой рассказ Гумберт начинает с истории своей юношеской любви к Анабелл Ли, умершей от тифа в 15 лет (отсылка к стихотворению Эдгара Аллана По). Благодаря этому, история его отношений с Лолитой воспринимается не как противоестественная страсть зрелого мужчины к девочке-подростку, а как попытка возродить утраченное в юности чувство.

-4

Лолита, сыгранная Доминик Суэйн, – полная противоположность «белокурому ангелу» из фильма Стэнли Кубрика. Это – вульгарная, развязная девица, чересчур искушенная для своих юных лет. Поэтому жертвой здесь выглядит не она, а Гумберт. Лишь в сцене последней встречи с Гумбертом Лолита вызывает сочувствие. Становится очевидно, что они оба переживают трагедию: Лолита любила ничтожного и отвратительного Куильти так же искренне и безнадежно, как Гумберт любит ее.

Завершающим трагическим аккордом становятся финальные титры, в которых сообщается о смерти Гумберта и Лолиты. Они не могли быть вместе при жизни, но смерть вновь соединила их.

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал