Скандальный роман Владимира Набокова «Лолита» экранизировался дважды: в 1962 году – классиком мирового кинематографа Стэнли Кубриком и в 1997 году – известным режиссером Эдрианом Лайном. Случилось так, что я посмотрела обе экранизации совсем недавно и не увидела в них ничего скандального.
Черно-белый фильм Кубрика и сегодня считается лучшей экранизацией «Лолиты». Он абсолютно целомудрен, отношения Гумберта и Лолиты, по требованию продюсеров, максимально завуалированы. Несмотря на это, Кубрик долго не мог найти исполнителей на главные роли.
На роль Гумберта Гумберта сразу выбрали 53-летнего Джеймса Мэйсона, но актер был вынужден отказаться от нее из-за своей занятости в бродвейском спектакле. 55-летнего Лоуренса Оливье отговорил сниматься его агент. 58-летний Кэри Грант с возмущением отверг предложение. В качестве возможных исполнителей главной мужской роли рассматривались Питер Устинов, Дэвид Найвен, Марлон Брандо и Эрролл Флинн. В конечном итоге, Мэйсон ушел с Бродвея и присоединился к актерскому составу фильма. Может показаться странным, что исполнитель роли Гумберта Гумберта намного старше своего персонажа и выглядит уже пожилым человеком. Но подобное решение вполне традиционно для старого Голливуда, где даже на роли более молодых героев часто приглашали признанных «звезд», заметно отличавшихся от них по возрасту.
На роль Лолиты пробовались около 800 девочек. Режиссер остановил свой выбор на 18-летней певице Джоуи Хизертон, но отец девушки категорически запретил ей участвовать в фильме. В результате, Лолиту, которой, из соображений цензуры, было добавлено 2 года, сыграла 16-летняя Сью Лайон. Выбор исполнительницы одобрил сам Набоков. Чтобы задобрить цензоров, рассматривался вариант финала, в котором Гумберт Гумберт и Лолита вступают в законный брак, но он полностью противоречил трагическому содержанию романа.
Экранизация 1997 года получилась более откровенной и прямолинейной, чем фильм Стенли Кубрика. Композиционно она построена как речь Гумберта перед присяжными. Британскому актеру, лауреату премии «Оскар» Джереми Айронсу удалось сделать Гумберта подлинно трагическим героем. Его любовь к Лолите настолько искренна, а страдания по поводу ее потери столь глубоки и неподдельны, что его просто невозможно осудить. Как и Мэйсон, Джереми Айронс на момент начала съемок был заметно старше своего персонажа, но это компенсировалось элегантностью и подтянутостью актера.
Свой рассказ Гумберт начинает с истории своей юношеской любви к Анабелл Ли, умершей от тифа в 15 лет (отсылка к стихотворению Эдгара Аллана По). Благодаря этому, история его отношений с Лолитой воспринимается не как противоестественная страсть зрелого мужчины к девочке-подростку, а как попытка возродить утраченное в юности чувство.
Лолита, сыгранная Доминик Суэйн, – полная противоположность «белокурому ангелу» из фильма Стэнли Кубрика. Это – вульгарная, развязная девица, чересчур искушенная для своих юных лет. Поэтому жертвой здесь выглядит не она, а Гумберт. Лишь в сцене последней встречи с Гумбертом Лолита вызывает сочувствие. Становится очевидно, что они оба переживают трагедию: Лолита любила ничтожного и отвратительного Куильти так же искренне и безнадежно, как Гумберт любит ее.
Завершающим трагическим аккордом становятся финальные титры, в которых сообщается о смерти Гумберта и Лолиты. Они не могли быть вместе при жизни, но смерть вновь соединила их.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал