Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое». Иов. 7:17
Человек создан по образу и подобию Бога.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт. 1:26-27
Мы все в это верим безоговорочно. Как, собственно говоря, и большинство неверующих. Считать себя образом и подобием Бога гораздо приятнее, чем потомком шимпанзе или гориллы. Хотя иногда я смотрю на разного рода вышибал и братков, а еще на так называемый офисный планктон, и думаю, что старик Дарвин в чем-то был прав.
Но это все лирика. Лучше разобраться, в чем же этот образ и подобие. Иными словами, что есть в человеке такого, чего нет у высокоорганизованных животных, например собак, медведей, слонов. Тело есть. Эмоции тоже есть, страх там, гнев, ярость и так далее.
Разум тоже есть. По крайней мере, так утверждают кинологи спецслужб, укротители, ветеринары и вообще все связанные с животным миром. Собака понимает примерно триста слов. Для сравнения, героиня известного романа обходилась тридцатью. Собака бросается на палку и прячется от ружья. Почему, если ее специально этому не учили? За счет способности мыслить. Она анализирует ситуацию и делает выводы. На счет воли можно сказать то же самое. Собака обнаруживает утечку газа и зовет на помощь.
То есть все присущее душе есть не только у человека, но и у животных. Тогда в чем же отличие, или в чем же образ и подобие Бога. У человека есть дух. Как там говорилось в известном фильме: тигр состоит из трех частей – голова, туловище, хвост. Также можно разделить и человека – тело, душа, дух. С чисто богословской точки зрения вопрос несколько спорный, многие исследователи делят человека на тело и душу. Но мы будем пользоваться делением на «три части», хотя бы как рабочей гипотезой.
Апостол Павел дает следующее деление:
…дух и душа и тело… 1 Фес. 5:23
Разберем, что представляют собой эти составляющие человеческой личности. Для этого обратимся к книге Бытия:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Быт. 2:7
О теле здесь достаточно сказать только то, что это мышцы, кости, кровь. А прах земной можно характеризовать как совокупность химических элементов таблицы Менделеева. И на этом закончить, поскольку для целей данного исследования вопрос не является актуальным.
Другое дело душа. Согласно с вышеприведенным текстам это жизнь, или жизненная сила. Если внимательно прочитать всю вторую главу Бытия, то обнаружатся и конкретные ее составляющие.
Разум и воля:
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым… Быт. 2:20
Чувства:
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и вожделенно… Быт. 3:6
В качестве иллюстрации к размышлению можно глянуть на поведение первых людей. Вот бродит Адам в раю. Имена дает всем животным и растениям. Быт. 2:20. Лето, тепло, тихо, солнышко светит. Идет он «без никому» через поляну. Вокруг птицы поют, бабочки порхают, зайцы прыгают. На опушке леса лоси пасутся. В роднике чистая вода, кругом фрукты разные. А он идет между всем этим великолепием и тоскует. Еда и питье в изобилии, никаких врагов, никаких забот, а радости все равно нет. Тоска Адама как физическая, то есть часть тела отсутствует, так и социальная, то есть нет общения с себе подобными.
Вот, например слон. Но что слону Адам? У слона слониха есть. И что слон Адаму? И ходит Адам один одинешенек, никому не нужен.
…Но для человека не нашлось помощника, подобного ему. Быт. 2:20
И сказал Бог: Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему. Быт. 2:18
И создал Господь Бог жену и привел ее к человеку. Быт. 2:22.
И вот из-за дерева выходит женщина. Что происходит? Сердце его застучало быстрее, кровь прилила к вискам и иным соответствующим частям тела, мгновенной радостью наполнилось сердце.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…и будут двое одна плоть. Быт. 2:23-24
А дальше пошел процесс грехопадения. Змей искуситель сыграл на чувствах женщины.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. Быт. 3:6
Какие желания появились у Евы? Физические или физиологические – хорошо для пищи, душевные или чувственные – приятно для глаз. С этим все понятно. Другое дело на счет вожделения, – потому что дает знание. Ева ведь не имела ни малейшего представления, – что есть знание и, тем не менее, неосознанно желала его.
На этой основе теперь можно сделать некоторые выводы. Если определить душу как совокупность воли, чувства и разума то она присутствовала в Адаме и Еве в полной мере. Только вот имелся ли в них дух? Или по другому, с какого момента первые люди являли собой образ и подобие Бога.
Уже говорилось, что тело и душа есть и у животных, а образ и подобие не в форме, а в наличии духа или самосознания. То есть осознание собственного «Я», отличие от всего другого, склонность к теоретическому и абстрактному мышлению. Если у них дух и присутствовал, то лишь потенциально, как бы в проекте. Иными словами до грехопадения люди были, выражаясь юридическим языком, недееспособны. Теоретически может, и могли, но практически не имели возможности. Желали знания, хотя не знали, что это такое. Все изменилось с момента грехопадения.
…голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг… Быт. 3:10
В Адаме заговорила совесть. Такая последовательность проявления души и духа подтверждается следующим стихом:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; Быт. 3:22