Один из самых амбициозных инфраструктурных проектов Грузии - порт Анаклия - подходит к своему логическому завершению.
Правительство страны начало процедуру прекращения договора с концорциумом инвесторов.
Основная суть конфликта между Тбилиси и инвесторами заключалась в простом вопросе - кто будет платить. Для этого было сделано несколько отсрочек, но заключение так и не было подписано.
Проект уже давно испытывал трудности. Все закончилось тем, что летом из проекта вышли американцы, которые оказывали большую финансовую поддержку.
Сам порт Анаклия должен был стать ключевым пунктом для маршрута из Китая в Европу в обход России. Общая стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долларов. По изначальному плану, порт должен был заработать уже в 2020 году.
Конечно, от планов стройки никто не отказывается. Грузия хочет в НАТО и в ЕС. Этот порт, будучи первым глубоководным в этой части Черного моря, будет играть стратегическую роль в экономическом и военном плане.
Тбилиси будет искать нового инвестора, как только избавится от старого, а сделать это будет непросто. В Консорциуме уже заявили, что будут оспаривать решение и пойдут в суд. И тут время играет против Грузии.
Да, были вложены деньги и их захотят вернуть. Судебная тяжба может растянуться на долгие годы. Плюс это явно не привлечет новых инвесторов. Прогноз СМИ и оппозиции в Грузии - что строительство порта в Анаклии затянется.
За это время начнет работать на полную мощность российский порт Тамань. Да, Россия ведет работу по строительству современного и объемного порта на Черном море. Новые терминалы должны заработать через несколько лет, часть работает уже сегодня.
Тамань станет прекрасной заменой украинских портов, которые закрыты из-за политики. Открытие железнодорожной части Крымского моста станет отличным дополнением для наполнения мощностей порта.
Ну а маршрут Китай-Европа, проходящий через Казахстан-Кавказ, будет немного скорректирован севернее.
Очевидно, что Россия выиграла эту конкуренцию. Забавно наблюдать, как некоторые грузинские политики уверены, что остановка строительства порта Анаклия сделана исключительно из-за России или специально для России.
Уже через несколько лет все основные грузопотоки будут идти через российские порты, а Анаклия, как мне кажется, останется полупустым памятником, в который иногда будут заходить эсминцы США.
А Вы как думаете? Похоже на правду?