Во времена правления императоров возник особый портретный жанр – парадный портрет. Его целью было не только и не столько реалистично изобразить историческую личность, сколько возвеличить её, представив во всём блеске и великолепии. И как раз об этом наша первая история.
Александр Рослин и портрет Екатерины II
Шведский художник Александр Рослин был не только искусен, но и очень правдив. Эта его правдивость и сыграла с ним злую шутку. Однажды писать свой портрет ему заказала сама Екатерина II.
Русская императрица привыкла к тому, что российские художники приукрашали действительность, делая её внешность и помоложе, и соблазнительней.
Сорокасемилетняя царица была недовольна чрезмерно натуралистичной работой шведского художника и сказала, что он изобразил её на двадцать лет старше и превратил в шведскую кухарку.
Расплатившись с мастером, Екатерина поручила заново написать свой портрет Фёдору Степановичу Рокотову.
Русский портретист не стал утруждать себя построением новой композиции, переписав только голову и немного изменив контуры фигуры Екатерины. Он выполнил портрет императрицы в привычном виде: изобразил лицо более подтянутым, шею и талию сделал тоньше, а причёску выше. Надо ли говорить, что эту работу Екатерина II приняла?
Степан Щукин и император Павел I
После кончины Екатерины II на царство венчался Павел Петрович. Для украшения присутственных мест срочно потребовался парадный портрет нового императора. Павел I приказал найти художника, который сделает работу заочно, и на это согласился французский портретист, запросив за портрет немалую сумму. Когда император узнал об условиях заграничного мастера, он разгневался: "Неужели у нас нет своего живописца! Зачем же существует Академия?" Тогда, заверив Павла, что такой мастер есть, Академия заказала эскиз художнику Степану Семёновичу Щукину. Его основным преподавателем был Д. Г. Левицкий, а у небезызвестного нам Александра Рослина Щукин брал советы.
Щукин сделал два эскиза: на одном Павел I был изображён по всем правилам парадного портрета, а второй вариант был необычно скромен – император просто стоял с тростью в руке.
Павел выбрал второй вариант. Впоследствии он был очень доволен работой Степана Семёновича, пожаловал ему орден Владимира 4-й степени и шесть тысяч рублей.
Владимир Маковский и Мария Федоровна Романова
Супруга императора Александра III, мать императора Николая II пожелала иметь свой портрет в 1912 году, когда ей было уже за шестьдесят лет. С 1894 года императрица вдовствовала и, предаваясь воспоминаниям, задала задачу художнику изобразить самое счастливое своё время.
Именно поэтому портрет написан по фотографии 1883 года, на которой Мария Федоровна запечатлена в русском платье с бриллиантовым колье и диадемой.
Валентин Серов и домашний портрет Николая II
Этот портрет Николая II выглядит очень смело. Валентин Серов воплотил в нём идею ухватить самую суть – показать состояние человека, который только что вернулся со службы домой.
Об этой работе пишут, что художник долго не мог найти нужного ракурса. А когда композиция сложилась, он стал работать очень быстро, почти эскизно, чем вызвал неудовольствие императрицы. Она всё время стояла рядом и то и дело давала советы, что поправить в изображении Николая II. В конце концов Серов не выдержал и протянул Александре Фёдоровне палитру с кистями, предлагая ей самой окончить портрет. Опасаясь за судьбу своей работы, художник сделал её копию, благодаря чему она и сохранилась. Нет, не императрица уничтожила оригинал. Картину распороли штыками большевики в 1917 году.
Вот такие портреты и связанные с ними обстоятельства оставила нам история искусств.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.