Найти в Дзене
Судострой

Пополнение гражданского флота в 2019 году. Что получилось, а что – не очень

Оглавление
Строительство ледокола / Фото: Судострой
Строительство ледокола / Фото: Судострой

Начало января – подходящее время оглянуться на год прошедший и подвести некоторые итоги. Блог "Судострой" предлагает читателям обзор некоторых важных событий отечественной судостроительной отрасли в части сданных заказов. В этой статье рассматривается только гражданский флот, о кораблях и судах для ВМФ выйдет отдельный материал.

Торговый флот

Основными строящимися единицами для торгового #флота в минувшем году остаются сухогрузные суда. В частности, сухогрузы класса "Волго-Дон макс" проекта RSD59. Проект разработан компанией "Морское Инженерное Бюро". Строительство ведётся на нижегородском заводе "Красное Сормово" и Невском судостроительно-судоремонтном #заводе в Ленинградской области.

Сухогруз проекта RSD59 / Фото: Судострой
Сухогруз проекта RSD59 / Фото: Судострой

Причём, в Нижнем Новгороде производство этих судов поставлено на поток уже не первый год. В 2019 году "Красное Сормово" сдало заказчику семь сухогрузов проекта RSD59. Одно такое судно сдали корабелы Невского ССЗ.

В то же время корабелы "Окской судоверфи" сдали с мая по ноябрь восемь сухогрузных судов проекта RSD32M типа "Навис-1". Заодно в апреле была сдана нефтеналивная баржа проекта ROB20. Разработчик обоих проектов – "Морское Инженерное Бюро".

В связи с активным ростом грузовой базы в Арктике всё более востребованными становятся СПГ-газовозы высокого ледового класса. Отечественным корабелам здесь пока похвастаться нечем – первый газовоз ледового класса Arc7 дальневосточная верфь "Звезда" должна сдать только в 2023 году.

Зато коллеги из Южной Кореи успешно завершили в декабре передачу заказчику серии из пятнадцати танкеров-газовозов для проекта "Ямал СПГ". Заказчика в данном случае можно назвать российским только условно (в основном, "Ямалмаксы" принадлежат иностранным судовладельцам), но, тем не менее, событие можно отнести к пополнению работающего в РФ торгового флота.

Рыболовецкие суда

Траулер-сейнер проекта SK-3101R / Фото: ПСЗ "Янтарь"
Траулер-сейнер проекта SK-3101R / Фото: ПСЗ "Янтарь"

В 2019 году появились первые конечные результаты государственной программы инвестиционных квот или "квоты под киль". Напомним, суть её заключается в том, что рыбаки получают бесплатно квоты на вылов биоресурсов после постройки на отечественных верфях рыболовецкого #судна. Справедливости ради стоит отметить, что квоты эти ранее распределялись по историческому принципу, и были изъяты государством у тех же рыбаков. Но закон есть закон, и участники отрасли вынуждены его соблюдать.

По данным Росрыболовства, в настоящее время в рамках программы "квоты под киль" на отечественных верфях размещены заказы на 43 промысловых судна общей стоимостью 166 млрд рублей.

Первыми сданными судами стали траулеры-сейнеры проекта SK-3101R "Ленинец" и "Командор". Серия из трёх единиц строилась на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" по заказу Рыболовецкого колхоза им. Ленина (г. Петропавловск-Камчатский) по проекту норвежского бюро Skipskompetanse AS. Третий #траулер "Ударник" также должен был быть сдан в 2020 году, однако этого не произошло.

Пассажирские суда

Судно "Валдай 45Р" / Фото: ЦКБ по СПК
Судно "Валдай 45Р" / Фото: ЦКБ по СПК

В части пассажирских перевозок также происходит постепенное обновление флота. Из сданных заказов следует отметить продукцию нижегородского АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева", считающегося правопреемником советской школы проектирования судов на подводных крыльях (СПК) под руководством легендарного Ростислава Алексеева.

ЦКБ по СПК продолжает постройку серии речных скоростных судов "Валдай 45Р" проекта 23180. В 2019 году заказчики получили четыре судна. Новенькие "Валдаи" направились на работу в Нижегородскую область и в Ханты-Мансийский автономный округ.

Также в декабре 2019 года заказчику было передано второе морское СПК "Комета 120М" проекта 23160. Построенное на заводе "Вымпел" в Ярославской области судно будет работать на пассажирских перевозках на Чёрном море. Первоначально, к концу 2019 года на линии должны были работать три СПК "Комета 120М".

Ледоколы

Портовый ледокол "Обь" / Фото: Судострой
Портовый ледокол "Обь" / Фото: Судострой

Ожидалось, что в 2019 году будут сданы три ледокола, по факту получился один. В октябре корабелы Выборгского судостроительного завода передали "Атомфлоту" первый портовый #ледокол "Обь" проекта Arc124. Концепт-проект разрабатывали в финском бюро Aker Arctic, рабочую документацию готовили в ЦКБ "Балтсудопроект" и КБ "Вымпел".

Вторым ледоколом, на который возлагались многие надежды, является головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика". Серия таких ледоколов строится по заказу "Атомфлота" на Балтийском заводе по проекту ЦКБ "Айсберг". 12 декабря головной атомоход вышел на ходовые испытания, пока без использования ядерной энергоустановки. Сдача "Арктики", после второго этапа ходовых и ледовых испытаний, ожидается в мае 2020 года.

Ледокол "Виктор Черномырдин" на испытаниях / Фото: Судострой
Ледокол "Виктор Черномырдин" на испытаниях / Фото: Судострой

Третьим сданным ледоколом должен был стать ЛК-25 "Виктор Черномырдин". Ситуацию с ним можно назвать одной из главных неудач года. По словам корабелов, технически судно готово, однако подписанию акта препятствует ряд формальностей. Судно строится по заказу ФГУП "Росморпорт", сроки сдачи несколько раз переносились, изменилась и стоимость. Поскольку заказчик государственный, изменение сроков сдачи ледокола должно сопровождаться постановлением правительства, а его пока нет. Если сдать судно без такого документа, придётся выплачивать штрафы. Будем надеяться, что эта ситуация успешно разрешится для всех сторон в 2020 году.

Помимо перечисленного, в 2019 году были сданы два многофункциональных буксира-спасателя проекта MPSV12 "Бахтемир" и "Калас". Серия из четырёх судов строится на Невском ССЗ по проекту "Морского Инженерного Бюро" по заказу Морспасслужбы.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал "Судострой". Скоро здесь расскажут о главных успехах и неудачах военного кораблестроения в минувшем году.