На днях я ездила в коммерческий рехаб для детей-аутистов - забрать Томатис. Туда привезли бесплатные компьютеры, чтобы раздать их нуждающимся, а сам рехаб выглядит как настоящие ясли: по коридору смешно ковыляют полутрагодовасики в памперсах.
Под впечатлением от поездки я думала, что же меня смущает в программе государственной реабилитации детей-инвалидов?
1. Поздняя диагностика. В случае с аутизмом, вы не сможете получить диагноз раньше 3-4 лет. Значит, госпомощи для вас не будет, потому что 90% ее - через розовую бумажку или рекомендательное письмо, которое могут получить дети, ожидающие оформления инвалидности. В коммерческом рехабе реально получить такой диагноз в 1,5 или даже раньше, если есть характерные признаки. И начать заниматься.
2. Неиндивидуальная программа. В муниципальном центре если 7-летний Вова с синдромом Каннера получает задание рассортировать блоки Дьенеша, то, будьте уверены, что 5-летний высокофункционал Петя получит такое же.
Я долго уговаривала муниципального педагога, не подсовывать сыну карточки собачками, поросятками и прочей фигней.
- Вы понимаете, сын уже отработал этот этап. Он отличит свинью от курицы, и цыпленка от петуха - тоже. Спрашивайте его, сколько у свинки ножек, и есть ли у мышки хвост.
3. Здесь не принято договариваться. То есть, либо это игровая логопедия, сотрудничество за фан (это очень хорошо, но иногда не реально), либо не сделаешь - заставим.
Последнее не всегда работает с аутистами. Дети с РАС очень капризны и упрямы , и вы умрете доказывать им, что НАДО нарисовать кружочек или склонять слово "машинка" по падежам. Небольшое вознаграждение решает эту проблему и повышает эффективность занятий, но вознаграждения в системе государственной реабилитации не прижились.
4. Мало часов. То, что ребенок с РАС посещает 3 раза в неделю занятия по полчаса - это ни о чем. Как правило, педагоги не понимают, что это не хорошо, но возможностей у них нет.
- Мы знаем, что с нашими детьми надо заниматься каждый день, но до недавнего времени мы делили помещение с реабилитационным центром для взрослых (3 дня в неделю было у них, 3 дня - у нас). С 1 января он переезжает в отдельное здание, и мы можем дать детям больше часов, -
Обрадовала меня директор муниципального реабилитационного центра.
Так что пока самая реальная бесплатная педагогическая помощь - коррекционный детский сад, где занятия действительно каждый день.
5. Нет обучения родителей. Очень редко где проводятся семинары, формируются адекватные программы по домашней работе с особыми детьми. Хотя домашняя работа это 70% успеха.
6. Неподготовленная среда и невыстроенный маршрут. В идеале инклюзивная система должна работать так: лекотека - детский сад -школа.
В лекотеке ребенок учиться продуктивно общаться с педагогами, и адекватно воспринимать присутствие других детей в общей игровой, все - под контролем родителей и воспитателей.
В садик особенный ребенок должен идти с тьютером, ну хотя бы на месяц-два, пока не привыкнет. Если ребенок тяжелый - то на весь период посещения.
Тоже самое - со школой, если ребенок не относятся к тем, 7% детей с РАС, что не нуждаются в реабилитации, то: велкам в ресурсный класс с тьютером.
Например, в США НЕТ инклюзии в нашем смысле слова, по крайней мере, в приличных школах. Есть ресурсные классы с отдельными кабинками, мягкими пуфиками, комнатой сенсорной разгрузки, тьютерами и всеми прочими делами.
Если ребенок может, то несколько часов в день он посещает общие занятия, например, труд или рисование. Его могут перевести на общее обучение, но за рубежом дети учатся не по классам, а по уровням.
То есть, ребенок с РАС или Синдромом Дауна может спокойно осваивать базовый уровень математики годами в базовом математическом классе, в то время как его сверстники изучают интегралы и тригонометрию.
7. И в довесок. В коммерческих рехабах, как ни странно, много бесплатного. Например, один из рехабов, где мы занимались, предоставлял детям инвалидам скидку 10%, и на второго ребенка - 20%.
Он подключился к благотворительным программам и проводит часть занятий ABA за счет благотворительных фондов. Также директор центра выбила для родителей детей-инвалидов бесплатную коммуникативную группу.
В другом логоцентре в абонемент были включены ежедневные бесплатные занятия. И мы целых 1,5 года ходили на логоритмику, лфк, кукольные спектакли и нейропсихологию бесплатно. Сын немножко научился работать в группе: петь, плясать, заниматься физкультурой в компании других детей.
В муниципальном реабилитационном центре коммуникативная группа платная.
8. Проблемы РАС - это на 99% триада: восприятие, поведение, общение. Полного понимания и четкой программы, что со всем этим делать - нет. Нет поведенческих аналитиков в садах, нет тренингов по ролевой игре, нет понимания, что игра в догонялки важнее треугольников и квадратов.
Но это мой скудный опыт. Я читала посты людей, которые подружились с государственной системой реабилитации и довольны результатами, хотя там все равно дети дополнительно посещают платные занятия. Мой сын занимался с классными муниципальными педагогами, причем за так: конфеты ему не давали. Но все это - отдельные элементы пазла. А общая картина - не складывается.
Особенный ребенок в обычном детском саду
Второй год в детском саду: ребенок изменился не в лучшую сторону