Найти тему
Роман Апрелев

Неприятные темы в кино

На новогодних каникулах у телеканалов проходит чемпионат России. По рейтингу в эти дни будет весь год определяться количество и цена рекламы в эфире. Пока по “ящику” в очередной раз показывают комедии Гайдая, я поразмышляю над короткометражкой “Эфир” Дарьи Свириденко. Это не праздничный текст, поэтому воспримите его как литературный рассол для опохмела.

Кадр из "Эфира"
Кадр из "Эфира"

Одним из продюсеров стал Борис Гуц, поэтому ничего удивительного, что значительная часть снята на мобильник. Это вообще не новаторство, поэтому можно было бы и не обращать внимания на такой прием. Но тут есть важная сюжетная деталь. Девочка-подросток ведет прямой эфир в Instagram. И все ее подписчики становятся свидетелями изнасилования. Разумеется, тут же появляются неумные комментарии, среди которых прорезываются и осмысленные призывы что-то сделать. Увы, ничего нового здесь нет. Это не история о том, как технологии меняют нашу нравственность и способность сострадать. Я вспомнил эпизод из своего детства. В начальной школе мой одноклассник указал мне на какую-то девчонку и сказал, что ее изнасиловали в подвале. Откуда он это знал? “А мой друг сидел у подвального окошка и смотрел”, - спокойно заявил Женя. То есть для них это было просто зрелище, на которое интересно “позырить”. Дружок не позвал на помощь, он же мог пропустить что-то.

Я “слил” ключевой сюжетный поворот, понимая, что едва ли у читателей возникнет желание посмотреть этот фильм. Он не плох. Но кому захочется портить себе настроение? Наблюдение за чужими страданиями в искусстве, конечно, не то же самое, что в жизни. Мы никак не можем помочь человеку на экране или на странице книги. Нам остается только сопереживать. Собственно, из этого и родился европейский театр: первые древнегреческие пьесы были трагедиями. Жизнерадостные эллины испытывали катарсис, который очищал их души слезами. Подонок у подвала получал удовольствие несколько иного рода, видимо.

Кадр из "Эфира"
Кадр из "Эфира"

Наивной, но правильной является реакция детей на спектакле в ТЮЗе. Они кричат зайцу, что под кустом прячется волк. Это эмпатия. Хотя, возможно, в зале сидит пара детенышей, желающих посмотреть, как хищник сожрет главного героя. Но все зрители верят в реальность происходящего. Как кошка, пытающаяся прижать лапой курсор мышки на мониторе. Однажды наша Тоська сидела на телевизоре, свесив голову вниз. На экране появилась машина. Кошка принялась бить по автомобилю и не успокоилась, пока тот не перевернулся. Она верила, что объект реален.

В самом начале года хочется верить в реальность чудес, к которым можно отнести обычную доброту, сострадание, взаимную любовь. Вот такого волшебства я вам желаю. А проблемы будем обсуждать на примере произведений искусства. Потому что сложные и неприятные темы в кино и литературе тоже необходимы. Иначе от излишка повествовательного сахара может развиться диабет художественного вкуса.