Найти тему
Петр Власов

Эта неудачная великолепная «Кобра»: чужая среди своих

Оглавление
Иллюстрации взяты из открытых источников
Иллюстрации взяты из открытых источников

Р-39 в ВВС США

История этого самолета полна противоречий, и отношение к данному истребителю летавших на нем летчиков разных стран было диаметрально противоположным. Одни «Кобру» проклинали, другие наоборот – хвалили. Точнее всего неоднозначность отношения к «Аэрокобре» можно выразить фразой: «Чужая среди своих, своя среди чужих». Ведь невзлюбили американскую «Змею» именно летчики США, а так же англичане, вообще отказавшиеся от этого самолета. А обожали – советские пилоты!

Известный американский летчик Чарлз «Чак» Игер считал Р-39 лучшим из всех самолетов, на которых ему довелось летать во время войны. Однако другого мнения придерживались многие другие американские пилоты; правда, их боевые успехи на «Кобре» были невысокими. И хотя среди ненавистников «Кобр» встречаются и известные асы, их результативность именно на Р-39 была низкой из-за того, что в период службы на «Кобрах» они были еще начинающими, неопытными летчиками. Немалую роль в предвзятом отношении пилотов к Р-39 сыграло так же недоверие, которое испытывал авиационный генералитет США к «Кобре». Из-за этого недоверия истребители Р-39 применялись командованием только при выполнении второстепенных для истребителя задач — штурмовок наземных объектов, прикрытия с воздуха морских конвоев и сопровождения транспортных самолетов. А в таких операциях массовые воздушные бои случались не часто.

Всерьез повлиявшее на судьбу истребителя недоверие к «Аэрокобре» началось с Великобритании; и виновата в этом была сама фирма «Белл», разрекламировавшая ожидаемые, а не реальные характеристики самолета. Ведь Р-39 создавался как высотный скоростной истребитель-перехватчик, и поначалу он по скорости и скороподъемности превзошел всех своих современников. Однако из-за высокой аварийности турбонаддува двигателя от него пришлось отказаться, что мгновенно превратило рекордный самолет в простой тактический истребитель, способный действовать только на малых и средних высотах. Тем не менее, компания «Белл» в расчете на прибыль продолжала рекламировать прежние характеристики Р-39, не упоминая, что без турбонаддува они «рухнули». «Купившись» на рекламу распиаренной новинки, англичане сделали заказ на большую партию этих истребителей; однако уже первые прибывшие в Англию «Кобры» вызвали у британцев недоумение. Они ожидали - согласно рекламным обещаниям фирмы «Белл» - прибытия высотных скоростных перехватчиков. Но вместо этого получили маловысотный фронтовой истребитель с не дотягивающей до заявленной в проспектах скоростью. Возмущенные обманом англичане устроили громкий скандал, аннулировали заказ, а уже полученные «Кобры» быстренько сплавили Советскому Союзу, остро нуждавшемуся в истребителях.

Отзывы о неудовлетворительных (с точки зрения британцев, которым требовался совершенно другой тип самолета) качествах Р-39 стали тут же известны и американцам. В результате большинство американских пилотов «Аэрокобру» не приняли априори – «еще не знаком, но из-за слухов уже не люблю». Из-за отрицательного отношения к своему истребителю пилоты «Кобр» в боевой обстановке осторожничали, по возможности стараясь не вступать в воздушные бои с якобы превосходящим их по качествам противником. Тем более что командование, так же не доверявшее «Аэрокобре», использовало «крылатую посредственность» только для решения второстепенных задач. Поэтому в боях 2-й мировой войны Р-39, принадлежавшие ВВС США, одержали совсем немного побед. В общей сложности американцами за всю войну было сбито на «Кобрах» только около 300 самолетов противника, что совершенно несравнимо с огромными успехами советских летчиков, воевавших над СССР на тех же «Кобрах»!

-2

Наиболее активно «Кобры» ВВС США действовали в районе архипелагов Тихого океана – над Новой Гвинеей (5-я Воздушная армия) и над Новой Каледонией (13-я Воздушная армия). Летчики этих «Аэрокобр» еще не имели боевого опыта, зато пребывали в полной уверенности, что их выучка превосходит выучку «дикарей» - японских пилотов. Однако японцы быстро и жестко убедили самоуверенных янки в обратном. И потому возвращавшиеся в США на отдых летчики в большинстве своем негативно отзывались о летных качествах «Кобры»; правда, в основном этот негатив основывался на шоке, вызванном высокой боеспособностью японских летчиков. Из-за плохого отношения к «Аэрокобре» никто не обратил внимания на то, что соотношение потерь «Кобр» и «Зеро» в воздушных боях было один к одному. И это – при высокой выучке опытных японских пилотов и отсутствии боевого опыта у американских! Такое равенство потерь говорило о том, что «Кобра» по своим качествам близка к лучшему истребителю противника, который на самом деле не обладает явным преимуществом перед Р-39. И при этом никто не вспоминал, что у летчиков «Аэрокобр» благодаря хорошему бронированию шансы на выживание были весьма высокие: ведь большинство сбитых пилотов Р-39 остались живы, и пусть пешком, но вернулись к своим.

Тем не менее, некоторые летчики доказали, что в руках умелого пилота Р-39 может быть грозным оружием. Так, уже имевший боевой опыт командир 8-й истребительной авиагруппы подполковник Бойд Вагнер уже в ходе первой схватки на «Кобре» за несколько минут «завалил» подряд 3 «Зеро». А его подчиненный из 36-й эскадрильи Дон МакГи за два месяца боев одержал 3 победы, и еще 2 он не смог подтвердить. Так же 3 победы на «Кобре» одержали пилот 39-й эскадрильи Том Линч и летчик 36-й эскадрильи Джордж Вэлч. А летчик 67-й эскадрильи 13-й Воздушной армии лейтенант Уильям Фидлер на Р-39 в период с января по июнь 1943 г. добился пяти побед. Он стал единственным в истории войны американским асом истребителя «Аэрокобра».

-3

Но, хотя эти летчики показали, что «Аэрокобра» является нормальным истребителем, менее удачливые в бою пилоты продолжали нападки на Р-39. Они объясняли свои поражения в схватках с противником низкими качествами «Кобры», но никак не собственными ошибками и малым боевым опытом. Американское же «демократичное» командование с бОльшим вниманием относилось не к мнению опытных летчиков, а к общему громогласному хору «неудачников», утверждавших, что во всем виноват только «конь», а «всадник тут вообще не причём». Во многом влиявший на результаты боев «человеческий фактор», а так же просчеты самого командования в методах применения истребителя и вовсе не рассматривались. Хотя нужно признать, что высотные характеристики и особенно дальность полета «Аэрокобры» действительно были неудовлетворительными для океанского театра военных действий. Тем не менее, именно истребители фирмы Белл в воздушных боях над Соломоновыми островами в конце 1942 — начале 1943 гг. закрыли пустовавшие на тот момент у американцев ниши маловысотных истребителей и штурмовых самолетов. При этом (в противовес капризному «нытью» избалованных вниманием самоуверенных американских летчиков о непригодности «Кобры» к воздушным боям) реальным подтверждением высоких качеств самолета служит тот факт, что в 1943 г. на долю Р-39 пришлись большинство одержанных за этот период 5-й Воздушной армией США побед! И это – при «вспомогательном» применении «Аэрокобры», которой не доверяли вести воздушную охоту, а использовали только как «сторожа» бомбардировщиков, и как штурмовик!

Но «капля камень точит». К тому же в середине войны промышленность США наладила выпуск новых самолетов, с соответствующей океанским просторам дальностью и высотностью. И к концу 1943 года летчики тихоокеанских подразделений Р-39 пересели на другие типы истребителей...

Кроме Тихоокеанских островов и практически тыловых Алеут, Панамы и Исландии, «Кобры» американцами применялись в 1943 еще и на Средиземноморье – всего две эскадрильи. Одна – разведывательная, была оснащена фоторазведчиками P-39D-3; она в воздушные бои не вступала. Вторая эскадрилья – истребительная, но занималась она только штурмовками (за год эскадрилья, защищаясь, одержала всего лишь 14 воздушных побед; только один ее летчик сбил 2 самолета). А в середине 1944 «Аэрокобры» были фактически «уволены» из ВВС США, уступив место другим самолетам…

Другие статьи моего канала по теме «Эта неудачная великолепная «Кобра»:

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «барахло» или «шедевр»?

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «Змееграфия»

Эта неудачная великолепная «Кобра»: своя среди чужих

Другие статьи канала по теме "Советская авиация Великой Отечественной войны":

«Рояль», он же «Таранька с икрой», он же «Лакированный гарантированный гроб»

Как «Рояль» в «Лавочку» перепилили

2МВ: советские фронтовые бомбардировщики

2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!