Найти тему
"Путешественник во Времени"

Наука, или здравый смысл?

Часто можно услышать, что школа должна развивать у учеников научное мышление. Так ли это на самом деле?

Наука не долна подменять здравый смысл. Фото из бесплатного банка изображений.
Наука не долна подменять здравый смысл. Фото из бесплатного банка изображений.

Кроме научного мышления существует еще и бытовое. Что эти два вида мышления из себя представляют, и чем отличаются показывает спор, который произошел у меня некоторое время назад в интернете с учительницей химии, утверждавшей, что знания химии необходимы в жизни каждому. Я же придерживаюсь той точки зрения, что большинство полученных в школе знаний, в том числе в точных науках, к которым относится химия, забываются большинством выпускников через год-два после выпускных экзаменов, если не раньше. Если только эти знания не окажутся востребованными в их будущей профессиональной деятельности.

Знаете, какой "аргумент" привела эта учительница, пытаясь доказать свою правоту? Она заявила, что без знания химии ни одна домохозяйка не сможет правильно определить пропорции соли при консервировании помидор.

Мне приходились самому закатывать помидоры, поэтому я сразу ей ответил, что в этом случае не надо что-то высчитывать с помощью химических формул и отмерять порции на весах с точностью до миллиграмма, потому что каждая домохозяйка знает, что на трехлитровую банку надо от одной до трех столовых ложек соли в зависимости от вкусовых предпочтений и других инградиентов. И такие пропорции были установлены много лет назад не теоретическими химиками, а самими домохозяйками исключительно опытным путем.

Другой пример того, что научное мышление не всегда эффективнее бытового. К одному великому физику Резерфорду в его лабораторию пришел наниматься молодой специалист после окончания университета. Резерфорд дал ему стеклянную колбу и попросил определить ее объем. Молодой человек, вооружившись линейкой и циркулем, стал подвергать колбу различным измерениям и пытаться вычислить ее объем с помощью тригонометрии. Увидев это, великий физик отобрал у него колбу, наполнил ее водой, а затем с помощью мерной мензурки определил ее объем.

Что такое научное мышление, и как ему научиться за пять минут, поброднее можно узнать из моей заметки "О научном мышлении, которому не учат в школе".

А вывод из всего этого такой: Учить детей научному мышлению можно и нужно, но при этом не менее важно учить их применять его там, где это уместно, не забывая о том, что во многих областях человеческой деятельности старое, доброе бытовое мышление может быть намного эффективнее научного. Да и не такое оно на самом деле и примитивное, как это кажется с первого взгляда. Но об этом как-нибудь в другой раз.

А что Вы думаете по этому поводу?

#научное мышление #бытовое мышление #примеры научного мышления #примеры бытового мышления