Найти тему
ЯМАЛ-МЕДИА

«Живун» – необычный ямальский парк-музей под открытым небом

Фото: visityamal.ru
Фото: visityamal.ru

Зимние каникулы – отличное время, чтобы отправиться в путешествия по Ямалу. Предлагаем вам посетить интересный парк-музей «Живун» в деревне Ханты-Мужи Шурышкарского района ЯНАО.

Природно-этнографический комплекс «Живун» открылся в 1999 году и принадлежит к историко-краеведческому музейному комплексу Шурышкарского района. Экспозиция представляет собой совокупность деревянных строений и всесторонне демонстрирует традиционную архитектуру северных хантов.

Фото: visityamal.ru
Фото: visityamal.ru

Неподалёку от комплекса есть причал для речного транспорта, а сам «Живун» обступают со всех сторон богатые охотничьи и рыболовные угодья. Лес окружающий природно-этнографический парк, богат ягодами, грибами и кедровыми деревьями. Рядом с деревней находится рыбное озеро, не покрывающееся льдом даже в зимний период – местные жители нарекли его «Мужи», что по-хантыйски означает «родник» или «незамерзающая вода».

На сегодняшний день в парке-музее «Живун» 9 разнообразных экспозиций, среди которых «Куноватский святилищный комплекс» – хозяйственные постройки, типичные для хантов, живущих по берегам реки Куноват. Главным экспонатом святилищного комплекса является лабаз на дереве. А также «Священное место» – святилище, где и по сей день проводятся обряды поклонения духам.

Священный ритуал почитания Хозяйки Огня состоит в том, чтобы преподнести ей подарок – платок, который пожилая женщина снимает с головы маленькой девочки, а затем кидает его в огонь. А девочке она повязывает новый платок, символизируя этим связь между поколениями.

В «Живун» также входят три священных лабаза: два из них датированы двадцатым веком, а третий – 1923 годом. Священный лабаз был обязательным атрибутом поселения народа ханты, и представлял собой маленькую избушка без окон – жилище для идолов-покровителей.

Интерес посетителей может вызвать и «Зимний комплекс» – традиционный зимний дом, дровяной чум, лабаз на столбах и навес для хранения национальных саней – нарт. А также стоит обратить внимание на «Охотничью тропу» – специально оборудованную тропу, где располагаются традиционные приспособления для пассивной охоты, в том числе хитроумные ловушки на горностаев, росомах, белок, бобра.

Фото: visityamal.ru
Фото: visityamal.ru

Все музейные объекты парка «Живун» возводятся методом реконструкции с учётом знаний из огромной научно-исследовательской базы сотрудников музея. Все созданные постройки максимально приближены к реальным как с исторической точки зрения, так и с архитектурной. А их исполнение полностью соответствует традициям народа ханты Шурышкарского района.

Сегодня на территории комплекса «Живун» проходит несколько заслуживающих внимания обрядовых праздников северного народа ханты: «Ворна-хатл» или Вороний день и «Лун-кутоп-хатл» – День середины лета.

Вороний день отмечают каждый год 7 апреля. Он символизирует пробуждения природы от зимнего сна, ведь именно вороны по поверьям ханты прилетают первыми и вьют гнёзда. Ханты верят, если убить ворона, налетят духи, приносящие беды и печали. На празднике «Ворна-хатл» непременно звучит легенда о вороне.

Фото с сайта Окружного Центра национальных культур
Фото с сайта Окружного Центра национальных культур

Ханты верят, что весной в образе вороны богиня Калтащ Анки сходит на землю. Согласно сказаниям, эта птица является ещё и защитницей женщин и детей. С первым солнечным лучом Калтащ Анки отправляет душу новорождённого в семьи, и благодаря её усилиям зарождается новая жизнь. Именно она  первая, хоть и незримая матерь всех людей. Богиня делает предсказание и отмеряет продолжительность людской жизни в тот миг, когда новорождённый впервые сощурит глазки, увидев Солнце. Символом сила Калтащ Анки является золотой посох, который увешан нитями с узелками, а расстояние от узелка до посоха – длина жизненного пути человека.

Важная часть празднества – ритуал, когда все гости повязывают цветную ленточку на берёзку, являющуюся священным деревом в обычаях и быту народов ханты. В завершении гостей угощают традиционными кушаньями – горячей ухой и жареной рыбой.

В этот день под запретом шитьё, рубка леса, колка дров.

Фото с сайта Окружного Центра национальных культур
Фото с сайта Окружного Центра национальных культур

С давних времён ежегодно 2 августа северные народы празднуют День середины лета или «Лунг-кутоп-хатл». В старину говаривали, что раз удалось дожить до этих дней, то и дальше жить будут. В этот день принято собираться целыми родами, ходить в гости, чтобы обменяться новостями, показать своё мастерство в национальных видах спорта, заслать сватов к понравившейся девушке. Готовят праздничные угощения и лакомства. Согласно народным приметам, начиная со 2 августа солнце постепенно «угасает» к зиме, а гнуса и комаров становиться меньше. У этого праздника много различных названий, но смысл у него один – попросить богов быть благосклонными к главным источникам жизни северных народов – оленю и рыбе.

Ещё одно ставшее уже традиционным направление в работе парка-музея «Живун» – этнографический лагерь для детей «Кедровый остров». Каждое лето 25 детей в возрасте от одиннадцати до четырнадцати лет из разных населённых пунктов Шурышкарского района и других территорий ЯНАО собираются на территории комплекса. Участники лагеря на десять дней погружаются в быт северных хантов: живут в традиционных чумах и знакомятся с их обычаями, промыслами и ремёслами, фольклором и языком.

Раз в 2 года в природно-этнографическом парке проходит фестиваль «Земля мастеровая», собирающий множество мастеров и ремесленников со всего округа, желающих показать своё умение в работе с природными материалами.