Найти тему
Дестрой

Заброшенный военный аэродром "Обор" 331-го отдельного вертолётного полка

Заброшенный в 1994 г. военный вертодром "Обор", изначально построенный ещё во время ВОВ как аэродром для фронтовых бомбардировщиков, где с 1979 г. базировался 331-й отдельный вертолётный полк, передислоцированный с Украинской ССР.

Для начала как обычно немного истории и если вам не интересно, то просто пролистайте текст до фото:

Сам аэродром был построен ещё во время ВОВ силами Главного Управления Аэродромного Строительства "ГУАС НКВД СССР", которое было организовано в марте 1941 г.

Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г. на органы НКВД СССР было возложено строительство аэродромов для ВВС Красной Армии.

Удостоверение начальника одного из строительных участков 4-го строительного управления ГУАС НКВД, найденное на форуме для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата.
Удостоверение начальника одного из строительных участков 4-го строительного управления ГУАС НКВД, найденное на форуме для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата.

Третье и четвёртое строительные управления ГУАС занимались строительством 19 аэродромов на Дальнем Востоке.

Помимо строительных батальонов в строительство привлекали мобилизованных местными органами власти колхозников, а также военнопленных и приговоренных к исправительно-трудовым работам осуждённых.

В кратчайшие сроки была построена взлётно-посадочная полоса длинной 1000 метров и шириной около 80 метров, включавшая в себя стояночные места для самолётов. Для ускорения строительства покрытие аэродрома было выполнено из гексагональных бетонных плит т.к. их можно было укладывать на малоподготовленный грунт с минимальным балластом и грейдированием. Кроме того, в случае бомбёжки аэродром с таким покрытием ремонтируется гораздо быстрее т.к. гораздо проще заменить несколько небольших шестиугольных плит, чем большие прямоугольные плиты, которые укладываются только на подготовленные подошвы. Вероятнее всего эту технологию в СССР подсмотрели у немцев ещё до начала войны.

Фото выпускников НВАШ 1942 г., найденное на сайте выпускников 1-го факультета Рижского Высшего Командно-Инженерного Краснознамённого училища им. Маршала Советского Союза С. С. Бирюзова.
Фото выпускников НВАШ 1942 г., найденное на сайте выпускников 1-го факультета Рижского Высшего Командно-Инженерного Краснознамённого училища им. Маршала Советского Союза С. С. Бирюзова.

В октябре 1943г. на аэродром "Обор" были передислоцированы 2-я и 3-я авиационные эскадрильи 540 бомбардировочного авиационного полка с аэродрома "Сита", куда они были передислоцированы с аэродрома "10-й участок".

В этих эскадрильях основным составом были выпускники 1942 г. Новосибирской военной авиационной школы пилотов, уже освоивших самолёты Р-5 и теорию эксплуатации самолётов СБ.

В ноябре 1943 г. в эскадрильях стали осваивать и сами новые самолёты СБ.

Переучивание прошло не совсем гладко и в июне 1944 г. ночью разбился экипаж летчика Третьякова из 2-й АЭ, а все члены экипажа погибли.

В этом же году упал ещё один самолёт лётчика Кувакина из 3-й АЭ.

Экипаж 3-го звена эскадрильи у самолёта Пе-2 построенного на средства колхозников Лозовского района Харьковской области. Фото найдено на сайте о полках и самолётах СССР во время ВОВ.
Экипаж 3-го звена эскадрильи у самолёта Пе-2 построенного на средства колхозников Лозовского района Харьковской области. Фото найдено на сайте о полках и самолётах СССР во время ВОВ.

А в конце июня 1944 г. по приказу Главкома ВВС полк был передислоцирован на аэродром "Мокрая" в Запорожье и стал переучиваться на самолёты Пе-2.

Скан найден на сайте выпускников 1-го факультета РВКИКУ.
Скан найден на сайте выпускников 1-го факультета РВКИКУ.

Освоив новые самолёты полк в составе 183-ей бомбардировочной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Польши, за что Верховным Главнокомандующим СССР И. В. Сталиным личному составу была объявлена благодарность, а полк получил наименование "Берлинский".

-6

331 ОВП. в.ч. 15428.

331-й отдельный вертолётный полк начал свою историю в 1977 г. на Украинском аэродроме "Бердичев", когда под командованием подполковника В.А. Маслова был сформирован 331-й ОБВП в качестве замены убывшему на аэродром "Зволен" в Чехословакию 238-му ОВП, а первая лётная смена боевого полка состоялась 12 октября 1977 г.

-7

В начале зимы 1978 г. после подписания между СССР и Вьетнамом договора о взаимопомощи и напряжённости отношений с Китаем, Советский Союз стал приводить в повышенную боевую готовность приграничные войска на Дальнем Востоке. В том же году командование полка принял подполковник Антюфеев и в январе 1979 г. под его руководством полк был передислоцирован на Дальний Восток на вертодром "Обор". В тоже время шло активное строительство гарнизона для лётного состава прямо посреди болотистой местности, окружённой тайгой, и приспособление старого аэродрома 1940-х гг. под вертодром. Полк прибыл раньше чем его ожидали и многое ещё было не готово для приёма, а первые лётчики прибыли ещё до новогодних праздников. Говорят, что новогодний праздник стал первым днём работы местной столовой.

Прижизненное фото командира полка М.С. Котлова найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото командира полка М.С. Котлова найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.

В феврале 1979 г. полк впервые был поднят по тревоге, когда началась Китайско-Вьетнамская война.

В том же году обострившийся внутриполитический кризис в Афганистане вылился в затяжную Афганскую войну с участием советских войск. На всём её протяжении личный состав полка принимал активное участие в боевых действиях на территории вышедшей из под контроля республики, потеряв за время войны 17 вертолётчиков. Более 280 военнослужащих полка получили различные награды.

В конце 1990 г. полк со своими частями обеспечения (1058-я отдельная рота связи и радиотехнического обеспечения в.ч. 15431, и 376-й отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения в.ч. 15404) перешёл из подчинения 1-й Краснознамённой воздушной армии Дальневосточного военного округа в подчинение 5-й Краснознамённой общевойсковой армии Дальневосточного военного округа. На тот момент состав полка насчитывал 506 человек, из которых было 322 офицера и 77 прапорщиков, а сам 331 ОВП считался лучшим вертолётным полком всего военного округа.

Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.

А в 1994 г. после подписания соглашения с Китаем о отводе войск из 100 километровой демилитаризованной зоны, полк под командованием полковника П. Кружилина был расформирован.

В этом же году на "Обор" была передислоцирована 8-я ОСАЭ с аэродрома "Гаровка" и в 1998 г. расформирована, после чего аэродром был заброшен.

Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.

Сам полк состоял из трёх вертолётных эскадрилий.

Прижизненное фото Ми-24 найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото Ми-24 найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.

Первая и вторая эскадрилья имели на вооружении вертолёты Ми-24в/п.

Прижизненное фото замены главного редуктора Ми-24, найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото замены главного редуктора Ми-24, найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.

А третья эскадрилья вертолёты Ми-8Т и Ми-8МТ.

Прижизненное фото Ми-8 МТ найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото Ми-8 МТ найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
-16

Ну вот мы и на самой ВПП аэродрома, построенной ещё во время ВОВ.

Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
-18

Кстати на одной из плит на окраине ВПП аэродрома нанесена надпись с датой "29 августа 1942 НКВД". Про плиту с этой надписью на авиафоруме и других ресурсах часто вспоминают когда-то служившие здесь лётчики.

-19

После того как аэродром был заброшен, его территорию несколько лет использовали для утилизации различных старых боеприпасов с близлежащих арсеналов методом подрыва. После многочисленных жалоб жителей посёлка Обор, расположенного чуть более чем в пяти км., утилизацию боеприпасов перенесли в другое место.

Так теперь выглядит бывшая ВПП изрытая воронками от взрывов с космоса.

-20

На примере этой воронки можно увидеть наглядно, что происходит с этими плитами во время подрыва. Кстати натурные испытания такой формы плит проведённые в 1948 г. (в сети пишут про 21-й НИИ) показали, что покрытие аэродромов плитами такой формы подвержено меньшему разрушению при нанесении ударов т.к. сложная геометрия плит позволяет гасить ударные колебания от взрыва по периметру.

Но у таких плит также есть ряд недостатков. Это невозможность принимать тяжёлые самолёты, сильная вибрация из за большого количества стыков и расползание плит из за поверхностной деформации. О них кстати хорошо и подробно расписано на авиафоруме, как и про другие аэродромные покрытия.

-21

Повсюду попадались останки различных снарядов и мин.

-22
-23
Прижизненное фото замены редуктора ВР-8 на аэродроме, найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото замены редуктора ВР-8 на аэродроме, найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
-25

Укрытие на время проведения подрыва боеприпасов, обустроенное прямо на аэродромных плитах.

-26

Заглянем внутрь.

-27
-28

Вокруг были разбросаны мотки проводов.

-29
-30

И всякий хлам.

-31

А сама ВПП усеяна осколками боеприпасов.

-32

И вот мы пришли к основным местам проведения подрывов. Эту местность в народе прозвали "Маленькой Африкой". Долгие годы после взрывов местные собирали здесь осколки металла и сдавали в металлоприёмки.

-33

Часто эта местность упоминалась и в криминальных новостных сводках т.к. многие боеприпасы были неразорвавшимися и с ними постоянно кто-то попадался сотрудникам правопорядка.

-34
-35
-36
-37

По сей день лес вокруг аэродрома усеян опасными предметами, пусть многое уже и собрали.

-38
-39
-40

В то время попадались вот такие сложенные кучки из металлических осколков, видимо собранные местными.

-41
-42

Повсюду валялись и различные вскрытые цинки.

-43
-44
-45
-46

В общем много всего.

-47
-48

Ну а мы движемся дальше.

Прижизненное фото вертолётных стоянок третьей эскадрильи, найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото вертолётных стоянок третьей эскадрильи, найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.

Они были построены в 1970-х гг. из прямоугольных плит, но после расформирования полка их поснимали местные жители.

-50

Неподалёку виднелись останки командно-диспетчерского пункта аэродрома.

-51

Уже напрочь разграбленного и разрушенного.

-52
-53
-54

Печальное зрелище конечно.

-55
-56

Остальные постройки также почти все уже были порушены.

-57
-58

Ну а теперь заглянем в сам гарнизон, называвшийся "Обор-1". К сожалению фотографии полковых ДОС-ов у нас сохранились лишь такого ужасного качества, сделанные на телефон около десятка лет назад. Уже тогда их вовсю разбирали на строительные материалы.

Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
-60
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba. На фото Е. Цапко.
Прижизненное фото найденное на авиафоруме у пользователя Shaitanarba. На фото Е. Цапко.
Напоследок такая замечательная фотография, найденная всё там же на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
Напоследок такая замечательная фотография, найденная всё там же на авиафоруме у пользователя Shaitanarba.
-63

Ну а на этом всё.

-64

Если вам было интересно, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.