Найти тему
Сторожевой

Ил-276 или Ту-330: конкуренция между новыми самолетами играет не в пользу России

Оглавление

Как известно, сейчас Министерство Обороны России рассматривает два варианта нового среднего военно-транспортного самолета (СВТС) - это проекты Ил-276 и Ту-330.

Может показаться, что в здоровой конкуренции двух авторитетных конструкторских бюро нет ничего плохого, но мне кажется иначе и в этой статье я постараюсь объяснить эту точку зрения.

В первую очередь собственно о СВТС. Будущая машина представляет собой тактический военно-транспортный самолет, который займет свою особую нишу между легким Ил-112В и тяжелым Ил-76. И если 112-ая модель эта новейшая разработка с летающим прототипом (пока не идеальный, но он есть). То 76-му скоро "стукнет" 50 лет, но готовящийся для него самолет "Слон" полетит еще не скоро.

Ил-276 или Ту-330 займут место посередине, заменив Ан-12, у которого заканчивается летный ресурс, а через 5-6 лет он будет полностью исчерпан. В тоже время в вооруженны силах России, по данным 2016 года, было более сотни Ан-12, разных модификаций.

Ситуация непростая и новый самолет нужен уже сейчас, но его нет. Зато есть два проекта от ПАО «Ил» и ПАО «Туполев». Минобороны еще думает, какой самолет заказать, но уже сейчас известно, что плановый срок создания - 2029 год...

Ил-276

-2

Идея создать подобный самолет родилась еще в 80-ые годы, правда тогда он назывался Ил-88. Однако проект затянулся и пережил несколько трансформаций и названий. Сейчас он представляет собой укороченную версию Ил-76МД. В данном случае унификация является только плюсом, т.к. не надо создавать новые средства погрузки/разгрузки и десантирования.

Грузовую кабину самолета можно трансформировать в двухпалубный вариант, что позволит увеличить вместимость, например взять на борт 150 солдат, а не 70. Так же возможна погрузка стандартных морских контейнеров, что будет плюсом для гражданской версии. Также возможно применение как летающего танкера, госпиталя или пункта связи.

Ту-330

-3

Самолет от КБ "Туполева" создавался с начала 90-ых, представляя собой развитие семейства Ту-204, но по всем понятным финансовым причинам проект был незавершен.

Об участии Ту-330 в создании СВТС стало известно несколько месяцев назад, но тут и возникли вопросы.

Например татарские СМИ отмечают нестабильное и тяжелое состояние Казанского авиационного завода - филиала ПАО "Туполев". Контрактов и заказов там сейчас немного - один Ту-160 в год + ремонт имеющихся. Честно скажем - немного. Да, заводу нужны новые заказы и работа над серийным выпуском и этого нет. Отчасти поэтому и снова появился Ту-330.

-4

И именно поэтому я считаю, что эта конкуренция Ил-276 и Ту-330 не играет на пользу России.

Современные ресурсы не позволят запустить два одинаковых по функционалу самолета. Речь идет о государственном воздействии, потому что бизнес точно не возьмет эти проекты на себя. Конкуренция только затягивает процесс. Уже сейчас заявляется, что новый СВТС появится в 2029 году. Ан-12 устареют раньше. Если не форсировать процесс, то придется идти на мировой рынок покупателем, что не добавит престижа.

Я не оцениваю характеристики того или иного самолета. (Тем более, если брать двигатели, то там одинаково - сначала ПС-90, потом ПД-14.) Мне важнее сам факт наличия самолета, а не модели или чертежа.

Ил-276 или Ту-330. Мне кажется, надо выбрать более готовый к производству самолет (при условии отсутствия недостатков, разумеется). Выбор менее готового или создание принципиально нового будет иметь весьма неприятные последствия.

Но не будем думать о грустном. Пожелаем разработчикам новых идей, удачи и терпения.

Ставьте Лайк, если согласны!

А всем прочитавшим - счастья и успехов в Новом Году!