Бытует мнение, что казаки никаких постоянных укреплений не строили. Но Запорожская крепость например была укреплена естественными преградами, а все курени (жилые дома) донских станиц были двухэтажными и представляли собой укрепленные для обороны жилища (с каменным подвалом и деревянным верхом).
В то же время казачьи постоянные укрепления носили только заградительный характер и не имели способности к длительной обороне. Это касалось и Яицкой (Уральской) линии, созданной в 1591 году Яицким (Уральским) казачеством для несения постоянной сторожевой службы.
Всего было заложено 14 фортеций (малых крепостей), 40 форпостов, 11 укрепленных линий (отсечных для рассеивания крупных масс конницы), 3 сторожевых поста в дальнем поле
В фортециях жили казачьи сотни, которые использовали их большей частью для проживания, а не обороны. Система обороны строилась на скрытных пикетах, которые предупреждали о появлении степняков. В зависимости от численности противника выделялось нужное количество кавалерии из близлежащих крепостиц.
Со степняками в бой не вступали, нападая на него небольшими отрядами по принципу "бей и беги". Основные силы ждали когда степняки рассеятся в поисках наживы и нападали уже из засад во время их отхода.
Поэтому все фортеции Яицкой линии были слабо укреплены, что хорошо показало Пугачевское восстание, когда Яицкий город смог отбиться от пугачевцев только после постройки внутреннего ретраншамента (внутренней крепости). Благодаря этому укреплению Яицкий городок продержался больше года и дождался снятия осады с помощью правительственных войск в апреле 1774 года.
Роль яицких казаков сильно усилилась после ухода части калмыков в Джунгарию в 1771 году. Россия потеряла верных степняков, которые держали все приграничье от казахских степей до пределов Северного Кавказа. Теперь их функции были возложены на яицких (уральских) казаков.
Уральские казаки активно участвовали во всех походах в казахские степи, и в подавлении бунтов башкир, выступали во время набегов кубанских ногайцев.
Но как таковой вражды между уральцами (как их называли казахи) и степняками не было. Казаки не чурались брать степнячек в жены, а склонность к рыболовству уральцев не делала их экономическими соперниками казахов. Казаки селились в основном только в прибрежных к Уралу районах (богатых рыбой), а казахам оставалась практически вся степная зона, пригодная для животноводства. Это разделение осталось практически до гражданской войны 20 века.
А Яицкая укрепленная линия потеряла свое значение в 1820 годах, так как бывший Яицкий городок превратился в крупный торговый город Уральск. И жители из храбрых пограничников превратились в оборотистых купцов и трудолюбивых рыбаков.