Пожалуй, самым резонансным событием уходящего года стало распространение режима труда и отдыха на физических лиц, владеющих грузовым транспортом. Были, конечно, и другие важные новости – например, повышение тарифа системы «Платон» или вынесение на рассмотрение Госдумы законопроекта о реестрах перевозчиков. Однако изменения в тахографическом законодательстве стали наиболее обсуждаемыми, что неудивительно: по данным РТИТС, более 60% грузовиков в России принадлежит физическим лицам.
В 2019 году правительству удалось справиться с одной из главных проблем предыдущего года – ростом цен на топливо. Недавно вице-премьер Дмитрий Козак заверил журналистов, что предпосылок для серьёзного подорожания топлива в обозримом будущем нет.
Однако в новом году расходы перевозчиков всё-таки увеличатся – вместе с тарифом «Платона», размерами штрафов и ставкой утилизационного сбора.
Тариф «Платона» вырастет
С 1 февраля 2020 года проезд по федеральным трассам станет дороже на 16 копеек. Решение о повышении тарифа до ₽2,20 за километр было принято летом этого года. В следующий раз тариф системы будет проиндексирован в феврале 2021 года.
Июльское повышение тарифа перевозчики встретили без особого энтузиазма. Представители крупных компаний, однако, отметили, что информация о датах грядущих индексаций позволяет им заблаговременно учитывать издержки при планировании расходов на будущий год.
Сегодня отраслевые организации предлагают освободить от «Платона» газомоторные грузовики, но пока эта инициатива находится на стадии обсуждения. В будущем году эти обсуждения будут продолжаться, но их реализация маловероятна: льготы для владельцев ГМТ не поддерживает Минтранс. И эта позиция, в целом, логична – ведь изначально «Платон» создавался для компенсации ущерба, наносимого дорогам тяжелыми грузовиками, а газомоторный транспорт портит дорожное покрытие не меньше, чем любой другой.
АСВГК продолжит расширяться
В наступающем году на российских дорогах станет больше автоматических пунктов весового контроля. На федеральных дорогах появится около 10 новых комплексов, а на региональных – не менее 50.
Впрочем, судьба весов на федеральных трассах зависит от концессионного соглашения на развертывание системы, которое до сих пор не подписано. Вполне возможно, что в 2020 году концессионер федеральной АСВГК наконец определится. Среди претендентов – оператор «Платона», компания РТИТС и «Ростелеком».
Штрафы за перегруз станут фиксированными
Сегодня размеры штрафов за превышение общей массы или осевой нагрузки для физических и юридических лиц сильно различаются: «физики» платят в десятки раз меньше, чем предприниматели. Кроме того, у штрафов есть «вилки» – минимальные и максимальные значения. В будущем штрафы за перегруз уравняют: их будут взыскивать с владельцев ТС вне зависимости от формы собственности, а «вилка» исчезнет – суммы штрафов станут фиксированными. Новый размер штрафов уже определён:
- Перегруз на 2-10% - ₽100 тыс.;
- 10-20% - ₽250 тыс.;
- 20-50% - ₽350 тыс.;
- более 50% - ₽400 тыс.
Соответствующий законопроект принят в первом чтении. В том, что рано или поздно он будет подписан президентом, сомневаться не приходится – на уравнивании физических лиц и предпринимателей настаивает Конституционный суд. Но дата остаётся неопределенной: изменения могут вступить в силу в 2020 году, а могут и в 2021 – вместе с новой редакцией КоАП.
Весовой контроль могут ужесточить
Осенью 2019 года представитель Минтранса сообщил, что в скором времени весогабаритный контроль на федеральных трассах будет передан Ространснадзору (в регионах им займутся местные органы исполнительной власти). Соответствующий законопроект был вынесен на рассмотрение правительства.
В своё время Ространснадзор значительно ужесточил контроль над перевозчиками, игнорирующими систему «Платон» и повысил собираемость штрафов за неоплату проезда по федеральным трассам. Вполне вероятно, что и в случае с весогабаритным контролем служба может серьёзно «закрутить гайки».
Впрочем, принятие этого законопроекта в 2020 году также находится под вопросом: в Минэкономразвития транспортному ведомству порекомендовали не торопиться и рассмотреть возможность ввести планируемые изменения вместе с новой редакцией КоАП.
Физлиц начнут штрафовать за отсутствие тахографов
Минтранс предоставил физическим лицам, владеющим грузовым транспортом, отсрочку на установку тахографов. В будущем году её сроки подойдут к концу. Напомним, что отсрочка привязана к экологическому классу транспортного средства.
Грузовики массой более 12 тонн должны быть оборудованы тахографами:
- До 1 марта 2020 года – если их экологический класс не определен;
- До 1 июня 2020 года – если их экологический класс Евро-3 или ниже;
- До 1 сентября 2020 года – если их экологический класс Евро-4 или выше.
Среднетоннажные (от 3,5 до 12 тонн) грузовики, экологический класс которых не определен, должны быть оснащены тахографами до 1 декабря 2020 года.
Новые грузовики подорожают
Это – неизбежное последствие повышение ставки утилизационного сбора. В сегменте грузового транспорта самым резким будет рост ставки для ТС категории N2 (от 12 до 20 тонн) – она поднимется на 66,8%. Производителям, заключившем СПИК (специнвестконтракт), правительство компенсирует часть расходов, но ожидается, что в наступающем году объём господдержки будет невелик. Это означает, что повышение цен на новые тягачи практически неизбежно.
Перевозчикам и экспедиторам могут разрешить страхование ответственности
Сегодня законодательство не предусматривает страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов. При этом недобросовестные страховщики её всё же страхуют, берут с предпринимателей деньги, а затем – при наступлении страхового случая – отказывают в выплатах, ссылаясь на букву закона.
Законопроект, который сделает такой вид страхования легальным, уже прошел первое чтение в Госдуме. Вполне возможно, что в следующем году он будет принят.
Экзамены усложнят, а медкомиссия подорожает
С 1 октября 2020 года изменятся экзамены в ГИБДД: «площадку» и «город» объединят в одно испытание. Инспектор получит возможность потребовать выполнения характерного для «площадки» элемента в городских условиях. Количество вопросов на теоретическом экзамене увеличится. Кроме того, у «заваливших» экзамен учеников появится возможность обжаловать результаты тестирования.
Получить медсправку также станет сложнее: с 1 июля к стандартным процедурам добавятся анализы на хронический алкоголизм и употребление наркотиков. Новации должны были вступить в силу в ноябре 2019 года, однако тогда президент Путин подверг эту инициативу критике, указав на высокую стоимость анализов. Минздрав пообещал решить этот вопрос.
Короткой строкой
Уже с первого января 2020 года покупатели новых автомобилей смогут поставить их на учет «не отходя от кассы», в дилерском центре. Кроме того, номерные знаки теперь можно будет заказать самостоятельно, у частной организации. Ранее планировалось полностью отдать выдачу номеров в руки частников, однако не во всех регионах России нашлись предприниматели, решившие заняться торговлей номерными знаками.
1 ноября 2020 года Россия должна перейти на электронные ПТС. Если дата не будет сдвинута (а её не раз сдвигали в прошлом), то начиная с этого дня владельцы транспорта будут получать только электронные паспорта; бумажные документы выдаваться уже не будут. ПТС на старые автомобили силу, конечно, не утратят: их можно будет оставить в прежнем виде или обменять на новые.