Нет, это вовсе не набирающая популярность "арийная рыбалка" (название не имеет никакого отношения к национализму и соответствующей идеологии), как могли бы подумать многие, кто увлечён этим направлением в рыбалке!
Один из последних выездов на берег Финского залива в этом сезоне оказался весьма символичным, в контексте текущих планов и проектов. Благодаря поимке этой радужной форели, которую в наших краях чаще пренебрежительно именуют "свинофорель". А всё потому, что данный вид для нашего региона является "искусственным". Её активно выращивают на различных фермах и хозяйствах. В том числе и для зарыбления небольших водоёмов, где организована "платная рыбалка". Схожесть с условиями жизни поросят на фермах и дало такое ассоциативное название.
Надо отметить, что "фермерская" она далеко не везде. В акватории Тихого океана и реках впадающих в него этот вид имеет устойчивую жилую форму. Так, на Камчатке радужку называют микижей, а в Северной Америке - стальноголовым лососем (steelhead salmon). И в отличие от европейской родственницы из инкубатора, дикую форму отличает очень бойкий нрав и сила, в которой она вполне может посоперничать с другими, исконно дикими видами.
Данная поимка оказалась возможной благодаря недавним штормам. Один из которых повредил небольшую (и по слухам, нелегальную) ферму. Откуда смогли дать дёру несколько (может сотен, а может и тысяч) форелей. Такое случается время от времени и, в общем, не является чем-то таким уж необычным.
На Финском заливе есть даже несколько точек, где "радужка" появляется достаточно регулярно. Очевидно, что в акватории обитает определённая и довольно значительная популяция этого вида. Чужого для нашего региона.
И здесь мы переходим к прологу моего нового проекта, который я реализую совместно с "Чистой Балтикой". Пытаясь найти ответы на несколько важных вопросов. Среди которых: является ли наличие форели в естественной среде - угрозой местным видам? И, если да, то какова эта угроза? Несут ли угрозу акватории форелевые хозяйства и фермы?
Так, все мы слышали страшные истории об огромных лососёвых фермах Норвегии. О том, насколько опасна может быть эта рыба и какой вред эти фермы несут экологии. Но мало кто знает о, например, массовом заморе того же лосося в хозяйствах российской части Баренцево моря.
Параллельно с санкционным запретом на ввоз норвежской сёмги, получили импульс развития многие фермы в нашем регионе. Хорошо это или плохо? Могут ли выращивать качественную рыбу у нас? И какие условия для этого необходимы? Как вообще устроен этот бизнес, где разводят мальков форели и происходит селекция вида?
Многим известны факты поимки радужной форели и в нерестовых реках. Как это влияет на местные виды (прежде всего, лососёвых)? Почему вообще радужка оказывается в таких реках? Почему принято считать, что она не может нереститься в наших условиях, так ли это на самом деле? И, как рыболову реагировать на такие поимки?
Наконец, один из ключевых вопросов: что всё-таки лучше выращивать рыбу на ферме или ловить её в дикой природе?
Вопросов довольно много и это лишь часть из них. Сразу скажу, что на многие нет однозначного ответа, с другими учёные и ихтиологи лишь разбираются.
Я отобрал нескольких спикеров, представителей разных сфер имеющих непосредственное отношение к данной теме. Большая работа уже проведена, но кое-что ещё предстоит закончить в ближайшее время!
Надеюсь, получится интересно и информативно.
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
фото автора (с)