Сегодня сирены практически идентичны русалкам: обитают в море, обладают хвостом и прекрасным голосом, а, между тем, в архаической античной мифологии сирены никакого хвоста не имели, зато обладали прекрасно оперенными крыльями. Как же так вышло, что у сирен отвалились птичьи крылья и появился рыбий хвост.
Ранняя греческая мифология называла сиренами титанид, рожденных одной из муз от бога морских чудес Форкия. Ни крылатыми, ни пернатыми они не были, а вот прекрасные голоса и врожденная склонность к музыкальным инструментам были у сестер изначально. Несмотря на то, что сирены были скорее детьми "старого мира" никакого конфликта с богами - Олимпийцами у них не было.
Девушки подружились с дочерью Деметры Персефоной, которую и сопровождали повсюду. Крылья же появились у сирен после того как Персефону похитил Аид. Сирены тосковали по подружке и отправились ее искать, а для того, чтобы путешествие было более эффективным отрастили себе птичьи крылья. Нигде не найдя Персефоны сирены поселились на острове посреди моря, где изливали свою тоску в песне. Именно так - в виде прекрасных женщин с птичьими крыльями сирены и вошли в классическую греческую мифологию.
Певчие красавицы были в греческом мире популярны и вскоре их занесло в Византию. Местная традиция немного трансформировала легенду лишив девушек крыльев, зато снабдив их птичьими ногами и коварными намерениями. Песнь греческих сирен влекла моряков на скалы помимо их воли, а вот византийские красавицы целенаправленно заманивали моряков желая насладиться зрелищем крушения кораблей.
Шли годы и о чудесном пении сирен прослышали музы. Дочери Зевса не очень-то любили конкуренцию и вызвали пернатых титанид на состязание. Несмотря на то, что песни сирен были прекрасны, музы их победили. В качестве награды они потребовали себе крылья сирен, из перьев которых соорудили себе короны. Сирены же бросились в море, желая утопиться. Но отец спаси их, подарив своим дочерям рыбьи хвосты. Так сирены поселились в подводных глубинах и стали музами нижнего мира. Их песня, хотя и неотразимо сладкая, всегда более печальна, чем сладка. Она погружает тело и душу в роковую летаргию, предвестницу смерти и разложения.
Согласно античной мифологии лишь двоим посчастливилось проплыть мимо острова сирен не поплатившись за это. Первым стал Орфей, который будучи предупрежден о коварстве морских титанид, начал петь сам и сила и красота его песни оказались сильнее магической музыки сирен. Вторым удачливым мореходом стал Одиссей - он приказал своим товарищам привязать себя к мачте, что и позволило ему насладится волшебной музыкой не бросившись при этом в море.
В греческой мифологии музыка сирен волшебна т. е. никто не может противостоять ее красоте и, увлеченные ею, моряки теряют голову и бросаются в море. Но, начиная с периода Средних веков и позднее, характер магии меняется. Теперь волшебна не сама музыка, а обещание, которое она содержит. Сирены не просто поют, они обещают нечто и заставляют поверить в то, что их дар реален. Именно дар, а не сама музыка привлекают мореходов.
Так, в пьесе Данте Габриэля Россетти "Гибель сирен" роковых красавиц трое. Каждая из них обещает принцу, который проплывает на своем корабле мимо их острова, что-то свое. Старшая - власть, средняя - богатство, а младшая - свою любовь. Разумеется принц соблазняется даром младшей из сестер, что и приводит к роковым последствиям.
Интересно, что современные историки предполагают, что сирены были не просто морскими божествами, воплотившими в себе чарующее коварство морской стихии, но вполне реальными историческими персонажами. Сестры предположительно жили на островах неподалеку от современной Сицилии и зарабатывали себе на жизнь древнейшей из профессий. По-видимому профессионализм их был велик, раз они оставляли проплывающих мимо острова моряков практически "без штанов".