Марианна Уильямсон, баллотирующаяся на пост президента Демократической партии в Америке, на вопрос о том, хорошо ли прошли дебаты, ответила, что скажет точно, как только увидит мемы.
Эндрю Янг, еще один демократ, был на интервью с Джо Роганом (вы точно видели то самое интервью с Илоном Маском и травкой у Рогана), известным в интернете комиком с 6,96 млн подписчиков на YouTube. После миллиона просмотров, набранных в течение двух дней, Янг написал, что его кампания разделилась на “br (до Рогана) и ar (после Рогана)”.
Эти политики второго плана дали содержательное резюме того, как выглядит потребление новостей сегодня. Оно почти полностью находится в социальных сетях. Оно почти полностью визуально.
И содержание новости — «президент произносит речь в ООН» — менее важно, чем то, как она упакована.
Этот принцип верен во всем мире, даже если специфика и платформы различаются. В период с 2009 по 2018 год доля подростков, читающих газеты, сократилась примерно с 60% до почти 20%, согласно программе международной оценки учащихся (pisa).
ОАЭ
Около 80% арабов в возрасте 18-24 лет теперь получают свои новости из социальных сетей, по сравнению с 25% в 2015 году. Они предпочитают Facebook, хотя раньше считалось, что страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия, больше любят Snapchat.
В арабском мире мемы — карикатуры или скрины из старых фильмов, всё это по большей части —критика власти.
Тысячи людей изменили свои фотографии профиля прошлым летом на темно-синий или ярко-красный — первый, чтобы повысить осведомленность о протестах в Судане, а второй, чтобы рассказать людям о политической ситуации в Кашмире.
И правда, теперь это не редкость — прокрутить ленту Instagram и узнать о громком разводе или бурном протесте в каком-то отдаленном уголке мира.
Южная Корея
Две трети южнокорейских подростков выходят в интернет, чтобы узнать, что происходит в мире, и из них 97% обращаются к поисковым системам, а не к конкретным СМИ.
США и Великобритания
В Британии молодые люди гораздо меньше знакомы с брендом BBC, чем с брендом YouTube или Netflix.
Общественный вещатель «столкнется с угрозой будущей устойчивости, если не сможет в достаточной степени привлечь молодежь», говорит Ofcom, регулятор средств массовой информации страны.
По данным Pew Research Centre, 95% американских подростков имеют доступ к смартфону, а 45% находятся в сети «почти постоянно». Исследование американских и британских подростков, проведенное по заказу Института Reuters по изучению журналистики в Оксфорде, утверждает, что, когда речь заходит о новостях, молодые люди больше всего озабочены тем, «что они могут дать для них как для отдельных людей, а не для общества в целом».
Треть планеты находится в возрасте до 20 лет. Молодежь — это доверенное лицо будущего. Особенно это влияет на Facebook, где привычки молодого поколения приводят к принятию миллиардных решений, таких как приобретение Instagram в 2012 году и неудавшаяся попытка купить Snapchat в 2020.
Пользователи выкладывают фотографии в свою ленту. И конечно же, в основном красивые. Приложение допускает только одну ссылку на аккаунт — в биографии.
Но введение «историй» в 2016 году, которое позволило его пользователям размещать кратковременные изображения с аннотациями, добавило текст в основном визуальную платформу, облегчило обмен и репостинг и увеличило его рост.
Истории также позволяют тем, у кого более 10 000 подписчиков, делиться ссылками на другие материалы. Куда уходили пользователи, туда же уходили и те, кто надеялся повлиять на них: рекламодатели, маркетологи, политики, пропагандисты —в Инстаграм.
YouTube
Сара, 16 лет, из Кентукки, говорит, что «каждый мальчик в клубе дебатов увлечен Беном Шапиро», консервативным спорщиком с 876 000 подписчиками на YouTube.
А в Германии ютубер по имени Резо (1,16 млн подписчиков) стал вирусным с разглагольствованиями против старых богачей особенно из Христианско-демократического союза, партии Ангелы Меркель.
Фелипе Нето, бразильский ютубер (3 5м) зарабатывает 30 млн реалов в год ($7,5 млн). Он начал рассказывать анекдоты подросткам, но превратился в яростного критика президента Джайра Больсонаро. В сентябре 2019 он написал пост про 14 000 гей-дружественных книг на книжной ярмарке Рио-де-Жанейро после того, как мэр города подвергнул цензуре графический роман, в котором фигурировал гей-герой.
Подытожим
Подростки получают свои новости от других молодых людей, которые в основном выражают свое личное мнение и едва ли лучше информированы, чем они сами.
Потребители подростковых новостей ищут «уровень достоверности, который позволяет думать, что информатор говорит с вами на равных».
Личности теперь заменяют новостные организации. Это открывает путь к дезинформации. Вспомните, посты про пожары у берегов Амазонки были изрешечены фактическими ошибками.
А мемы часто не имеют никакого отношения к действительности, на то они и мемы.
Многие подростки говорят, что они все это знают, но они закрывают глаза на сомнительное происхождение новостей.
Просто повтори новость много раз – и ты убедил в этом всех.
«Я не верю ничему, что читаю в социальных сетях», - говорит Джалия, Бостон. «Если только об этом говорят не почти все не, тогда может быть…»
В отчете Ofcom говорится, что «когда люди потребляют новости таким, хаотичным, образом, их вовлеченность обычно невелика. Они также с меньшей вероятностью будут знать об источнике новостного контента».
Для бизнеса это представляет как возможности, так и проблемы. Большой риск заключается в том, что доверие к крупным брендам снижается.
И зачем тогда стараться, страдать факт-чекингом, если к тебе доверия столько же, сколько и к блогеру ограниченных умственных возможностей.
В любом случае, молодые люди будут продолжать проводить огромное количество времени в интернете.
«Социальные медиа в основном контролируют практически каждый аспект нашей жизни», – говорит Стейси, 15 лет, Бостон.
Для крупные сообществ и СМИ всё это более тревожно. Ютуберы и Instagram-личности не подписывают никаких редакторских кодексов поведения, не интересуются традиционными практиками справедливости или объективности, а их мотивы не запятнаны устаревшими представлениями об общественной пользе.
Это дает информационным повстанцам огромную власть и свободу без осознания, какая всё это ответственность.
В самом деле, некоторые уже чувствуют, что у них нет другого выбора, кроме как присоединиться к драке. В своем выступлении в ООН г-н Бакл сказал: «хотя мы, возможно, не захотим принимать это и будем сопротивляться, интернет все больше становится нашим новым реальным миром».