В 2010 году я открыл свой первый YouTube-канал. Сам я не умел ни снимать, ни монтировать, что я делал - писал сценарии, организовывал, режиссировал и оплачивал съемки. За год я потратил USD 10'000. Заработал USD 0.
На второй год я так вошел во вкус, что купил оборудование (включая съемочный кран), взял в штат 2 операторов и одного режиссера. Сняли мы гораздо больше, потратил я несравнимо больше, заработал опять USD 0.
Каким-то чудом я не приуныл и дотянул через два с половиной года до точки безубыточности. Пришлось научиться снимать и монтировать. Поволноваться пришлось тоже.
С каких затрат начинается блог
У меня, пожалуй, экзотичное начало для успешного канала. Обычно в отсутствии дохода энтузиазм заканчивается быстрее.
Те коллеги, с кем я общался на семинарах в Google обычно рассказывали, что они вели блог параллельно своей работе, которая им не нравилась, но кормила. Блог почти никаких вложений от них не требовал. А когда доход от блога достигал размера их зарплаты - они бросали работу и фокусировались на блоге.
На мой взгляд, если ты не профессионал, за плечами нет ни журналистского образования, ни актерского ВУЗа, ни работы на ТВ или в театре, таким начало блога и должно быть. Начинающие блогеры пока ничего не умеют, им просто нравится заниматься своим творчеством, они воспринимают свой блог не как работу, а как хобби. С каждой новой публикацией блогер обучается своему ремеслу.
Именно по такому сценарию сейчас работаю я над этим аккаунтом в Дзен. Я пока только учусь писать. Это 7-я статья и с каждой я еще испытываю сложности. Например такие:
- держаться темы и быть лаконичным не так уж для меня и просто,
- на каждую статью уходит 6-7 часов, поэтому пишу один пост в неделю, а не 3 и больше, как рекомендует Дзен
Однако себе я ответил на вопрос, зачем мне блог, веду его в удовольствие и себе на пользу. Никаких затрат с ведением блога у меня не связано. Временные затраты компенсируются пользой от самообучения.
Тратиться на продвижение этого блога или на его редактуру и оформление я начну не раньше, чем увижу в нем помимо пользы для саморазвития еще и коммерческий интерес.
Деревянная валюта блогера
Как бы интересно писать статьи ни было, но мотивацию нужно подогревать какими-то цифрами. По-началу доход блог не приносит, вот блогеры начинают вести счет: просмотрам, лайкам, дочиткам, количеству подписчиков.
Гонка за просмотрами - основной бич Ютубера. Я убедился, что просмотры ради просмотров - это вовсе не стратегия развития. Хайповые просмотры приводят на канал ненужных подписчиков. Появляется брань и ругань в комментариях, это нарушает "экосистему" блога. К тому же гонка за хайпом делает охват контента непостоянным, его качество бульварным и реклама в блоге дешевеет.
Поскольку аудиторию легче заинтересовать "скандалами, интригами, расследованиями", а еще "жестью" и "поржать", то в погоне за просмотрами и подписками страдает контент.
Популярным может быть как пошлый, так и тонкий юмор. Нас самих может веселить и то, и другое. Однако сами бы мы в большой незнакомой компании предпочли шутить тонко. Пошлые шутки рискованны для нашей репутации. Вот точно так ведет себя любой рекламодатель, для которого реклама - это инвестиция в репутацию. Ставить свое имя рядом с грязным контентом - равно снижать цену своего бренда.
Есть рекламодатели, которым важен только охват и его низкая цена и совсем неважно качество контента. Как правило это те, кто делает ставку на быстрый доход: финансовые пирамиды, букмекерские конторы, онлайн-казино. Размещение такой рекламы нарушит отношения автора со своей аудиторией. Всего один пост может сильно испортить репутацию автору. Вместе с репутацией испортится и настроение (критика коментаторов в интернете безжалостна), и доходы.
Гонка за просмотрами и за деньгами - это две разные "спортивные дисциплины"
Монетизация блога
Очень важно своевременно начать монетизировать блог. Мой первый канал спасло именно то, что на нем появился постоянный спонсор. Мы заключили годовой контракт на USD 24'000, по которому мы обязались делать 8 выпусков в месяц с рекламой спортивного питания. На канале тогда было 60 000 подписчиков (считалось много в 2013 году). Именно в этот момент блог стал работой.
Денежные обязательства очень дисциплинируют. А дисциплина - это то, чего не достает большинству блогеров. Делая по 8 выпусков в месяц мы получили стимул к тому, чтобы хорошенько натренироваться в съемках контента. А большое количество тренировок - это то, что отличает профессионала от любителя.
Рекламный контракт создал нам спираль для роста: мы стали много производить, с количеством контента росла аудитория и качество контента, что в свою очередь отражалось на росте суммы этого и новых рекламных контрактов.
Я уже ссылался на Малкольма Гладуэла в своем посте "В блоге как в тренировках: важна последовательность". Гладуэл говорит о трех элементах труда, который приносит удовлетворение. Такой труд он называет содержательным. Вот эти 3 элемента:
- независимость,
- сложность
- и взаимосвязь усилий и награды.
Ведение блога предполагает независимость - это не работа в редакции. Сделать блог популярным - сложная работа. Однако стоит сформировать взаимосвязь усилий и награды и вы сможете методично преодолевать сложность за сложностью. Поэтому я рекомендую как можно скорее найти возможность получать за свою работу над блогом деньги, пускай по-началу и не большие.
За три года наш рекламный контракт с первым спонсором вырос с USD 24'000 до USD 96'000. На деньги от первого спонсорского контракта мы построили второй канал, я расширил команду, и мы вышли на производство 16-ти выпусков в месяц. Это стало началом нашего стремительного роста.
Однако, любой стремительный рост может смениться таким же стремительным падением. Но об этом в следующей статье, где я поделюсь свои понимаем "Кто такой продюсер" и почему YouTube-продюсер должен заниматься не только организацией производства контента для канала и его продвижением.
Искренне ваш,
Борис Мирочник