Найти тему

Объём внимания пилота - статья Павла Митюкляева, Ural Team Paragliding

Объём внимания – объём информации, которую пилот способен увидеть, осознать и сделать какие либо выводы или действия.
На самом деле объём внимания у человека небольшой, в своей оперативной памяти он способен удержать небольшое количество объектов, и чем разнообразнее объекты, тем меньше их число может быть нами обработано.
В связи с этим мы сталкиваемся с проблемой у начинающих пилотов по определению реальных условий полёта: пилоты не видят развития погоды, не могут позиционировать себя относительно рельефа, зачастую не видят других пилотов летящих в опасной близости.
Когда объём внимания переполнен может наступить коллапс в психике, в этот момент пилот не может принять осознанных решений, он растерян, просто превращается в неуправляемы снаряд. Учитывая эту особенность психики человека инструкторам приходится заботится об расширении объёма внимания у курсантов, и очень хочется чтобы курсанты им в этом помогли.

В данной статье постараюсь рассказать своё видение проблемы и способы её решения.

-2

Для того чтобы уменьшить нагрузку на оперативную память пилота нам нужно уменьшить количество информации которую нужно осознано переработать.
Природа пошла нам навстречу и увела большую часть нашей двигательной активности на рефлексы. Безусловные или условные, не особо важно, важно помнить в процессе обучения, что формируя у себя необходимые для полётов рефлексы и навыки, вы высвобождаете свой мозг для работы с воздухом.
Это как с ходьбой - взрослый человек не думает куда он ставит ноги при ходьбе, как он двигает корпусом и руками для поддержания баланса, организм это делает в большинстве случаев без участия нашего сознания. Попробуйте пройти по улице чётко руководя движениями своего тела, выбирая место для каждого шага, осознавая усилие, с которым вы давите на землю при переносе тела на опорную ногу, отслеживая положение корпуса, движения рук и головы при переносе веса для следующего шага, и при этом читайте вывески магазинов и следите за другими пешеходами. А ещё и с мамой по телефону попробуйте поговорить.

-3

Если мы своё внимание, в первую очередь, будем уделять пилотированию и глазеть на своё крыло, для полноценного полёта просто не хватит возможности мозга. И мы, с большой вероятностью, совершим какую либо ошибку.
Несколько советов по наработке навыков пилотирования.
Кружок наземной подготовки – на склоне или в поле, начертили кружок с диаметром 1 метр, дождались ветра 6 – 7 м/с, подняли крыло и стоим, из кружка не выходим, удерживаем крыло только движением рук и корпуса, можете смотреть на крыло, можете не смотреть.
Для того, чтобы удержать крыло над головой, вам придется работать клевантами на опережение, не допуская ухода крыла в большой крен, при этом работать руками с небольшой амплитудой, четко дозируя нагрузку на клеванты.
Задача этого упражнения - наработать моторику движения рук и чувство крыла корпусом.
Упражнение очень простое и очень-очень эффективное.

Полёт без прибора – желательно в спокойных метеоусловиях и без большого скопления других пилотов.
Человек прекрасно чувствует изменение линейного движения, поэтому вход в поток пилот ощущает раньше, чем срабатывает прибор, но всё таки, чтобы набрать высоту, вам придётся сконцентрироваться на своих ощущениях, собственно это нам и нужно.
Упражнение позволяет улучшить поиск ядра потока, сузить спираль, выработать рефлексы в обработке потока.

-4

Объёкты, объединенные в смысловое целое, могут значительно увеличить объём внимания, так как воспринимаются как один объект.

Нас интересует погода, в первую очередь модель движения воздуха в районе полёта.
Имея перед глазами рельеф, облака, метеоветер, инверсионные слои, пилот, опираясь на свои знания, опыт и текущую обстановку, вполне способен создать эту модель, и работать уже с ней, а не с отдельными облаками или триггерами.
Все наши занятия по формированию облаков, по долинным ветрам, горным бризам и так далее, разрозненны, и между собой особо не связаны,
но они описывают одну и ту же модель, просто разные её моменты, и без включения в эту модель они бессмысленны.
Пример.
Начинающие пилоты, могут прекрасно видеть облако, они видят горный хребет, видят парапланы между хребтом и облаком. НО (!!!) не могут связать облако с рельефом, который формируют поток, в котором набирают другие пилоты, над которыми формируется облако.
Для начинающих это три разных объекта, добавьте сюда инверсии и долинные ветра, да ещё ведь и страшно. Всё. Приехали.
Операционная память заполнена.

-5

Итак мы начинаем формировать новый интеллектуальный объект – термический поток.
У нас есть место, откуда струйка может сходить - это хребет, мы его прекрасно видим.
Есть облако, в котором поток заканчивается, мы его тоже видим.
Есть парапланы, которые зачем-то крутятся между триггером и облаком. Зачем???! А точно, они крутят!!
С такими подсказками очень легко
представить термик как единый объект и обозначить его место в пространстве.
Итак, один объект мы укрупнили, работаем дальше.
Горные хребты штуки немаленькие, обнаружить потоков мы можем много, вот и представьте, как от гор поднимаются струйки тёплого воздуха, ну а дальше ещё проще.
Воздух не может просто взять и улететь от горы, он может бы и хотел, но физики против.
Итак, на место уходящего вверх воздуха к хребту устремляется воздух из долины - появляется горный бриз.
Вот теперь почти всё, модель движения сформирована, возможно, она примитивна и неполностью описывает движение воздуха, но эта модель уже позволяет пилоту снизить нагрузку на психику.

-6

Берём компьютер, ставим Google Earth Pro.
Загружаем треки опытных пилотов, допустим из Бира.
Смотрим картинку, нас интересует спираль.
Спираль - это термический поток, на экране видно откуда он взялся, как его наклонило ветром, видно целиком и сразу.
Смотрим, дорисовываем движение воздуха к потоку, рисуем минуса. Уменьшаем масштаб, чтобы было видно сразу несколько потоков, дорисовываем горный бриз, ветра в ущельях, то есть создаем модель движения воздуха.
Можно распечатать скрин с экрана, отобрать фломастеры у детей, и рисовать стрелочками движения воздуха.
Не очень важно насколько будет красив ваш рисунок, важно что вы начали у себя в голове создавать модель движения воздуха, вы приучаете мозг работать с этим интеллектуальным объектом.
Модели движения можно представить и в горах, и на равнине, даже летая в бризе моделировать течение воздуха нужно, это помогает своевременно принимать верные решения.

-7

Усложняем модель.
Начинающий пилот, рассматривая погоду, делает как бы фотоснимок, фиксирует её состояние, и в дальнейшем, в своих решениях, опирается на эту модель.
Наш мозг очень энергосберегающий орган, то есть ленивый, тот образ, модель, которая сложилась в психике, штука устойчивая, по новой заставить работать мозг сложно.
Осознать, что модель не работает, получается лишь тогда, когда изменения в погоде будут настолько серьёзными, что не увидеть их уже не будет возможности, то есть когда уже поздняк метаться.
Выход из этой ситуации очень прост,
модель которую мы пытаемся создать должна быть динамическая.
Создать динамическую модель, то есть модель, которая будет меняться в течение времени можно только опираясь на знания и имеющийся опыт.
Если со знаниями всё просто: есть книги, фильмы, инструкторы, с желанием учится уже сложнее, то с опытом вам придется вообще как-то самим, тут инструктор за вас думать не сможет.
Взлетели, представили движение воздуха в районе полёта, и постоянно ищите признаки, фиксируйте признаки изменения погоды.
Если ваша модель не может описать текущую погоду, необходимо вносить корректив в свои знания.
Следить за изменением условий должно войти в привычку, на это понадобится время и налёт, но это необходимо делать.

-8

Упражнение очень простое.
Подошли к окну, посмотрели на погоду, посмотрели прогноз в интернете. У вас есть текущие метеоусловия, есть прогноз, в принципе, этого достаточно.
Ставим таймер на телефон, раз в час идём к окну - смотрим поменялась погода или нет, сравниваем с прогнозом, ждём обещанных изменений. Нужно выработать привычку следить за изменением погоды.
Потратьте на это неделю перед выездом, а можно и две.
Мы привыкли, что к выездам на полёты нужно готовить снаряжение, уже пришли к тому что нужно физически подготовить своё тело, сейчас настал момент для осознания необходимости подготовки к полёту своей психики, ведь именно ваша голова отвечает за место куда сядет ваш зад.

Друзья, статьи на какие темы из мира свободных полётов на параплане вы хотели бы увидеть?
Пишите в комментариях!

-9