Слободская Украина – Свободная Украина. Малороссы слово "свобода" выговаривают "слобода", свободный – слободный.
Во второй половине XIV в. Поднепровье с землями Волынской, Киевской, Черниговской, Северской и Подольской вошло в состав великого княжества Литовского, столицей которого был город Вильна, основанный в первой половине того же века князем Гедимином. Присоединив эти пространства, Литва в первое время мало успела поднять и устроить разоренное население, тревожимое постоянно набегами степных хищников, в особенности Крымской орды. Страшный набег Менгли-Гирея в 1482 году, обрушившийся на украинские земли, а также набеги последующие, продолжавшиеся почти все XVI столетие, окончательно смели с лица земли все начинания великих литовских князей и вместе с ними всю оседлость предстепной полосы до Киева, Чернигова, Житомира, Винницы и Летичева. Украина по обеим сторонам Днепра превратилась в совершенную пустыню и в таком виде пролежала почти до конца XVI века.
Среди этой пустыни единственными оседлыми поселениями были Киев, Канев, Черкасы, Житомир, Браслав, Винница, Остер и Чернигов, имевшие укрепления и наибольшие гарнизоны, да грозная для татар Запорожская Сечь. Под стенами названных укреплений ютилось все крестьянское население этих обширных пространств и оттуда выходило на полевые работы, находясь под постоянным страхом от татарских набегов. Но скоро орда стала ослабевать, и Украина под защитою грозного днепровского казачества стала мало-по-малу заселяться вновь выходцами с Волыни и других пограничных местностей.
С течением времени обильная природными богатствами Украина стала по немногу разцветать. Но судьба преследовала трудолюбивый и даровитый украинский русский народ: страна эта с конца XVI века стала подпадать под влияние католической Польши, соединившейся с Литвою под именем Речи Посполитой; православие подверглось преследованию; крестьянство – закрепощению и угнетению, последствием чего явилось народное восстание казачества и крестьян, под главенством Богдана Хмельницкого, а потом – отделение Украины от Польши и присоединение к Москве в 1654 г.
Казалось бы, по ходу событий, что малороссийский народ, избавившись от гнета польских панов и их арендаторов, мог бы спокойно вздохнуть и развить свои силы на пользу и процветание своей многострадальной родины, но руководители этого народного движения готовили ему не многим лучшую судьбу. Дело в следующем. Хотя значительная часть земель и осталась в фактическом владении крестьян, мещан, казаков, церквей и монастырей, но огромная масса шляхетских земель, после бегства шляхты, сделалась никому непринадлежащей. Масса земель освободилась вследствие большой убыли населения во время этих страшных народных войн, а также переселений на восток, около 1650 г., в нынешние губернии: Харьковскую, Курскую и Воронежскую, где эти переселенцы образовали пять казачьих слободских полков: Ахтырский, Харьковский, Изюмский, Сумский и Острогожский, управлявшихся, под защитой русского правительства, по своим "черкасским обыклостям". Таким образом во 2-й половине XVII века землепользование в восточной, Левобережной Украине, как бы вернулось к первобытным условиям X-XIII в. в., когда каждый, желавший занять и обработать облюбованный им участок земли, не встречал ни от кого препятствий и одним приложением личного труда обращал его в свою собственность. Но события во время гетманщины развернулись с такой быстротой, что не прошло и нескольких десятилетий, как все земли восточной Украины очутились во владении казацких старшин, шляхетских родов, пожелавших остаться на старых местах, церквей и монастырей, а крестьянство очутилось закабаленным у своих доморощенных помещиков, большею частью выросших и воспитавшихся в традициях и понятиях Польского государства.
Такой порядок вещей вполне оправдывался и взглядами тогдашнего Московского правительства. Общественный строй после освобождения от польского режима отличался большой неустойчивостью. Казаки составляли класс привилегированный, военнослужилый, свободный от податей, но не замкнутый. Каждый мог записаться в реестр и быть казаком, а также мог свободно выписаться и перейти в сословие мещанское, крестьянское или духовное. Во главе казачества стояла его "старшина". Хотя должности старшин первоначально считались избирательными, но скоро выборы стали носить чисто формальный характер, а потом заменяться назначением.
Связанная с этими должностями власть дала возможность старшинам собрать в своих руках значительные средства, капиталы и особенно земли, и скоро из старшинских родов образовался класс крупных и мелких землевладельцев, малороссийское наследственное дворянство. Лица купеческого мещанского, духовного и шляхетского родов, иногда даже сомнительных, также благодаря средствам и проискам, старались приобрести патенты на войсковые должности и перейти в состав войсковых старшин, причем ухищрялись производить свои родословия от древних польских шляхетских родов, придумывали гербы, усердно ища случая породниться с настоящею знатью, и, таким образом, сформировали новое привилегированное сословие, настойчиво величавшее себя "шляхетским".
Захват и скупка земель под административным давлением и даже насилием практиковались очень широко. Под тем же давлением масса казаков вычеркивалась из реестров и переводилась в разряд крестьян "посполитных". Запись в казачье сословие сделалась довольно трудной и даже невозможной. Посполитные, первоначальные собственники, обезземеливаются всякими способами, закабаляются или принуждаются к выселению, а на их место населяется более сговорчивый пришлый элемент, вытесненный из Правобережной шляхетской Украины. Словом, к XVIII в. во всей Левобережной Украине крепостное право стало царить во всей силе, как и в московских областях, и в Польском королевстве. Казачий элемент мало-по-малу исчезает и обращается в тех же крестьян.
Народные массы, как крестьянские, так и казачество, не меньше терпевшее от произвола панов, роптали и волновались. Старшины чтобы оградить себя от опасности, стали заводить у себя наемные войска из всякого сброда, так называемых "сердюков и компанейцев", и при всякой попытке народного движения взывали о помощи к московскому правительству, требуя присылки войск. Там учитывали эти моменты и искусно пользовались ими. Желая привлечь на свою сторону украинское дворянство, правительство щедро раздавало им патенты на всякого рода привилегии, но в то же время, чтобы умерить пыл этого сословия в мечтах его об автономии Украины, искусно ударяло по струнам народных интересов, своевременно поднимая вопрос о злоупотреблениях и самовластии старшин, о необходимости расследования и пересечения преступлений, об охране народа от дворянской эксплуатации и т. п. Дворянство уступало и смирялось, боясь своим сопротивлением толкнуть центральное правительство к наложению руки на его благосостояние. Их пугало следствие от неправильно и насильственно захваченных землях, закрепощении посполитных и даже казачества. Оно смирялось и, взамен мечты об автономии, получило право российского дворянства в 1781 году и окончательно в 1785 году, по упразднении Запорожской Сечи. Крепостное же право было формально утверждено 1763 и 1783 г. г. Та же судьба постигла казачество и крестьянство Слободской Украины. Захваченные старшинами земли были, за верность их службы, утверждены за ними и создали крупные земельные дворянские владения. В 1767 году некоторые слободские депутаты возбуждали пред правительством вопрос об отобрании от старшин неправильно присвоенных ими земель и перечисление неправильно закрепощенных ими крестьян в число свободных, но это ходатайство было оставлено без рассмотрения.
Слободские казачьи полки, о которых мы говорили прежде, с 1765 года были обращены в гусарские, а с 1777 года из беглых российских крестьян были сформированы еще шесть полков и названы "украинскими". В 1785 году эти полки переименованы в карабинеры, а потом обращены в сословие государственных крестьян. Та же участь постигла и другие слободские казачьи полки. Острогожский полк, имевший даже у себя наказного атамана, в 1765 г. переименован в гусарский, а с 1802 г. казаки этого полка обращены в крестьян.
Вот какая судьба постигла когда-то сильное и свободное малороссийское казачество, считавшее в своих рядах до 60 тысяч и более сабель.
Древность казачества. Археология, история торговли и сельского хозяйства на Дону.
Продолжение темы:
Запорожцы Казаки не были украинцами, а украинцы не были Казаками.
В 1282 году Баскак татарский Курского княжения призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими слободы под именем Казаков.
Беглые -- источник дохода казачьей старшины на Дону.
Боевой казачий генерал Быкадоров И. Ф. о происхождении Казаков.