Найти тему
Marga: просто история

Прическа-фрегат, "а ля садовница" и в честь рождения сына: "пуф"-мода при дворе Марии-Антуанетты

В 1770 году четырнадцатилетняя австрийская эрцгерцогиня Мария-Антуанетта вступила в брак с дофином Франции Людовиком.

Молодая, беззаботная, желающая, прежде всего, насладиться жизнью, Мария-Антуанетта бросилась с головой в ту бездну развлечений, что готов был ей предоставить французский двор. Наряды, способные оттенить её прелесть, становятся истинным увлечением этой очаровательной женщины.

Став королевой Франции в 1774, она получает не только власть над государством, но и власть над модой.

Итак, королева дает волю своим фантазиям...

Мария-Антуанетта в придворном платье, с жемчугом, цветами, эгретами и бриллиантовыми булавками. Гравюра из коллекции "Collection d’habillement modernes et galants"
Мария-Антуанетта в придворном платье, с жемчугом, цветами, эгретами и бриллиантовыми булавками. Гравюра из коллекции "Collection d’habillement modernes et galants"

В том же 1774 году, её модисткой становится Роза Бертен. Благодаря стараниям последней, а также работе парикмахера королевы - Леонара, прическа под названием "пуф", представляющая собой целую конструкцию из высоко поднятых волос, которая закреплялась на различных каркасах, вошла в моду.

Это увлечение начинается с так называемых "сентиментальных пуфов", причесок, декорированных миниатюрными фигурками близких и любимых: детей, матери, братьев и сестер, любовников...и даже домашних животных.

Госпожа герцогиня де Шартр, Луиза-Мария-Аделаида де Бурбон Пентьевр, мать будущего короля Луи-Филиппа, носила в апреле 1774 года прическу "пуф", на которой можно было увидеть фигурки кормилицы, держащей на руках старшего сына герцогини, пажа-негритенка и попугая с вишенкой в клюве.
"Цветочный сад". Гравюра, опубликованная М. Дарли в 1777 г.
"Цветочный сад". Гравюра, опубликованная М. Дарли в 1777 г.

Впрочем, мода на "сентиментальные пуфы" не задержалась: у Розы Бертен появляется интересная идея - связать украшения пуфа с важными для страны и двора событиями. К этому времени прически достигли апогея экстравагантности: настоящие башни, монументальные пирамиды из искусственно завитых волос, "шаткие леса, увенчанные перьями, газовой тканью, лентами, помпонами и цветами"*, они поднимаются намного выше голов дам, которые соревнуются в изобретательности друг с другом.

События, оставлявшие след на волосах придворных прелестниц, были разными. Так, например, чтобы отпраздновать благополучное выздоровление короля и двух его братьев после прививки от оспы, сделанной им 18 июня 1774 года, появляется пуф "прививка": он состоит из фигурки оливкового дерева, покрытого плодами, вокруг которого обвивается змея. Композиция увенчивается восходящим солнцем. Вот такой вот символ победы науки над болезнями.

В 1778 году головы модниц украсились пуфом "à la belle-poule" в честь фрегата "La Belle Poule", участвовавшего в битве с англичанами (французы битву проиграли, но фрегат сумел уйти).

Прическа по моде "à la belle-poule".
Прическа по моде "à la belle-poule".

Конечно, волосы могли декорироваться и иным образом. Так прическа "а ля садовница" украшалась артишоками, морковью и свеклой, а "а ля Минерва" - более чем дюжиной страусовых перьев, таких длинных, что дамам приходилось нагибаться, чтобы пройти через дверь...

Стоит отметить, что помимо прочих неудобств (длительное оформление, сложности передвижения с высокими и тяжелыми прическами, сон на специальном подголовнике - чтобы не смять конструкцию и т.д.) женщинам приходилось мириться с тяжелым запахом: для придания волосам или парику светлого цвета использовалась не только пудра, но и мука, а для оформления локонов, помимо шпилек, помада из животного жира. При длительной носке такая смесь быстро портилась...

*Цитата и иная информация к данной статье взяты из: "La mode des poufs à la Cour de Marie-Antoinette" // Plume d'histoire par Marie Petitot.