В первой части история величайшего революционера XX века от пеленок до становления. Во-второй я рассказывал о созданной им философии человека современного. В этой части взглянем на СССР глазами Дебора и на студенческую революция 1968 года.
СССР
Там, где таится тотальная бюрократия, там же затаиться и тотальное отчуждение. Там, где основа капитал, все опутано спектаклем, шоу. Поэтому Советский союз это на сто процентов государственный капитализм. В нем чиновничество и бюрократия выполняли роль эксплуататорского класса, эксплуатируя тружеников и пролетариат.
Подобные строи Ги Дебор называет — строями централизованного спектакля. В них ложь и отчуждение гротескны, фальсификация очевидна, спектакль этот неуклюж, коряв и недорежиссирован. У актеров постоянно спадают маски, суфлер теряет листки со словами ролей. Конформизм интеллектуалов чрезмерен и подчеркнуто раболепен. Спектакль этот неубедителен, вскрывая нелепость всего предприятия. А еще, он уродлив, агрессивен, тоталитарен и неэффективен.
Ги Дебор предсказал крах социалистического шоу в 1967 году. Чрезмерно глупая ложь эксплуататоров и чрезмерная покладистость эксплуатируемых говорит о грубости, а значит неустойчивости всей системы. Общество подобного шоу оставляет незадействованным слишком большой сектор периферии, в итоге оно обречено на спивание, вырождение, исчезновение и перерождение в более совершенную по степени эксплуатации и обмана форму — капиталистический порядок.
А это уже общество не централизованного, а распыленного шоу, что скрывает реальную централистскую тираническую власть капитала, создавая видимость плюрализма, соблазняя больше, чем запугивая, гипнотизируя больше, чем наказывая.
Спектакль этого жанра высшее и совершенное детище капитала, вершина власти. Если раньше капитал вел к накоплению реальных товаров и денег, то теперь, накапливает иллюзии, имиджи, образы, эфемерные фрагменты благ. Благ, которые становятся все более и более реальными, по мере того, как люди становятся все более и более фиктивными.
Общество зрелища — это абсолютное господство. Капитал становиться тотально виртуальным, способен воспроизводить сам себя. Спектакль стал единственным содержанием окружающей реальности. Зрелище начинает эксплуатировать не только труд человека, но и через контроль над потреблением, его досуг.
Через рекламу и искусственно создание новых потребностей куются образы в головах людей. Если раньше человек подвергался только в течении рабочего дня, то теперь он во власти денег круглые сутки. Сны и мечты так же теперь подконтрольны спектаклю.
1968 год. Май. Париж.
На улицах в центре, вокруг университета Париж-Сорбонна выставлены баррикады. Непокорность, вызов, весна и любовь, склонность в войне и смерти. Молодая кровь протестующих бурлит, во главе студенческого восстания парижской весны стоит Ги Дебор.
Комитет восстания в Сорбонне радикально отвергает все компромиссы, предлагаемые парламентскими леваками, профсоюзами и ханжами. Только революция, тотальное неповиновение. Не из-за страсти к беспорядкам или нигилизма. Анархизм и экстремизм не просто поза, это пророческий реализм, констатация подлинной природы власти, которая носит название — демократия.
Ги Дебор на всех баррикадах, во главе, бросающий «Коктейли Молотова» в шеренги полицейских, призывая окружающих к оружию и террору. Методы эти оправданы, потому-что осуществлялись против террористической системы.
Конец один. Студентов разгонят. Кто-то по крови героев заползет во власть, кто-то предаст и продаст все предшествующие идеалы. Героический всплеск глубиной, неотчужденной воли превратиться в пародию на само себя.
Почему? Потому что мы живем в обществе спектакля, и оно превратит восстание против себя в очередной спектакль.
продолжение:
предыдущие:
В следующей части продолжу вскрывать реальность, устами Ги Дебора.
Подписывайтесь и лайк.
#ги дебор #анархизм #экстремизм #революция #баррикады