Найти тему
Ходячая Энциклопедия

22 декабря - Бортеневская битва

22 декабря 1317 года состоялась Бортеневская битва. Возле села Бортенево армия тверского князя Михаила Ярославича разгромила войска московского князя Юрия Даниловича и тёмника Кавгадыя, которые вторглись в Тверские пределы. Победа Михаила была полной: в плен попали княгиня Агафья – жена Юрия Даниловича и его брат Борис.

Территориальная экспансия Москвы и Литвы.
Территориальная экспансия Москвы и Литвы.

Это рядовое событие эпохи феодальной раздробленности неожиданно привело к серьёзным последствиям. В плену вполне молодая и здоровая княгиня Агафья – она же Кончака, принцесса дома Чингисидов, сестра хана Узбека – внезапно умерла, подробности неизвестны. За это позже, в 1318 году, Михаила Ярославича вызвали в Орду на суд, где он был осужден . И – убит, причём людьми московского князя. Вероятно, всё же по приговору хана, но точно это неизвестно, есть разные версии.

Конфликт между Москвой и Тверью на этом не закончился (как, конечно же, не с этого и начался). Спустя 10 лет, в 1327 году, после антиордынского восстания в Твери, московский князь Иван Калита с помощью татарских войск рагромил Тверь. Тем самым Москва существенно ослабила своего извечного соперника. В результате он, Калита, впоследствии стал князем, ответственным за сбор для Орды дани со всей Руси. Ну, и о том, какая часть действительно шла в Орду, а какая оседала у Ивана, знал только сам Иван. Это сыграло весьма важную роль в превращении Москвы в общерусский государственный центр.

Ну, а Михаил Тверской был канонизирован в 1632 году – как защитник народа, пожертвовавший собой ради спасения Твери от карательного похода.

Икона св. Михаила Тверского
Икона св. Михаила Тверского

Вроде бы все понятно : Михаил Тверской хороший, Юрий Московский плохой, Калита – ещё хуже. Но.

Дело даже не в том, что об истинных достоинствах правителя ещё Макиавелли убедительно высказывался. Просто если рассматривать события в чуть более широком контексте, то картина сразу начинает играть куда более сложной палитрой красок.

Дело в том, что, после смерти в Орде предыдущего великого князя в 1304 году, в качестве его преемника утвердили как раз Михаила Тверского. Сразу же после этого, в 1305-м, он атаковал Москву, но не смог взять. И именно он, а вовсе не Калита, стал первым русским князем, которому поручили собирать дань для Орды. Хан Узбек, возглавивший Орду в 1315-м, подтвердил выданный Михаилу ярлык. Сразу после этого Михаил – с помощью опять-таки татарских войск – напал на Новгород, союзника Москвы. Новгородские посольства и гонцы в Орду с жалобами на действия Михаила им же перехватывались. Но Юрий Московский всё же сумел донести до Узбека информацию, вследствие чего и получил Великое Княжение, отобранное у Михаила. Тогда же он женился и на сестре хана – принцессе из Чингисидов.

Ну, а уже потом была Бортеневская битва и смерть принцессы-княгини в плену. А потом – и убийство Михаила… В общем, не тянет как-то покойный на статус невинной жертвы . Максимум – два стоивших друг друга феодальных правителя из одной династии воевали друг с другом теми методами, которые у них имелись: и силой оружия, и спецоперациями, и доносами Куда Следует. Тот, кто оказался сильнее, победил. Се ля ви.

Но и тогда был ещё не конец игры. Сын Михаила, Дмитрий Грозные Очи, тоже в итоге настучит в Орду, что Юрий присваивает часть дани. В результате в 1322-м ярлык на Великое Княжение отбирается у Юрия и отдаётся Дмитрию, причём оба вызываются в Орду. Там Дмитрий убивает Юрия – и приговаривается к смертной казни за бессудное убийство. Но на ситуацию с ярлыком это всё не влияет: он всё равно остаётся за Тверью – теперь за Александром Михайловичем, при котором и произойдёт Тверское восстание в 1327-м. Ну и как в этой грызне без правил понять, кто хороший, а кто не очень ?

Иван I Калита Московский (1288-1340), при котором Москва окончательно возобладала над Тверью.
Иван I Калита Московский (1288-1340), при котором Москва окончательно возобладала над Тверью.

Впрочем, Кэп вынужден добавить: Михаил канонизирован вовсе не за свою сомнительную политическую деятельность. А за то, что не стал жертвовать людьми ради себя, как через десять лет поступит Александр Михайлович, а, напротив, «положил жизнь за други своя». То есть основания для его канонизации вполне понятны.