Найти в Дзене
Архивариус Кот

Новогодние странички

Сегодня Кот отступает (частично) от темы…

«31-го декабря, накануне нового 1810 года… был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь …Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни».

Кто не помнит этих строк? И вот накануне нового, теперь уже 2020 года, я решила вспомнить, как праздновался Новый год в России (и, естественно, в литературе).

Для начала - самый первый Новый год, отмечавшийся 1 января, - 1700-й.

«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему, великому государю, стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских… все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век [вот тут государь ошибся!]; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве… по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком… каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы»…

-2

Итак, и поздравления, и еловые ветки (не ёлки!) на улицах, и фейерверк, и иллюминация… Кое-кто «дополняет» этот указ фразой выразительной, но, видимо, апокрифической - «А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

Однако, видимо, не сразу прижился этот праздник. В литературе XVIII века я упоминаний о нём не нашла, у А.С.Пушкина – одну фразу из письма к жене от 16 декабря 1831 года: «К празднику к тебе приеду. Голкондских алмазов дожидаться не намерен, и в новый год вывезу тебя в бусах».

А между тем балы в Новый год проводились. Мы знаем, что в конце того же, 1831 года, юный М.Ю.Лермонтов написал целую серию эпиграмм-мадригалов для новогоднего бала-маскарада в московском Благородном собрании, где он был в костюме астролога и читал их адресатам. В связи с Лермонтовым упоминают и ещё один бал в Благородном собрании, только уже в петербургском, под новый 1840 год. Воспоминания о поэте на этом балу оставил И.С.Тургенев: «На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза». И, уж конечно, не один Тургенев связывает с этим балом стихотворение, помеченное «1-е января»:

Как часто, пестрою толпою окружён,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Впрочем, большинство людей с удовольствием бывало на этих балах. И это не удивительно: ведь по юлианскому календарю Новый год был уже после Рождества, когда кончался пост и можно было веселиться от души. Кроме того, начиналось и немного таинственное время.

Период от Рождества до Крещения – Святки. А они делились на "святые вечера" (25–31 декабря) и "страшные вечера" (1–6 января) – разгул нечистой силы (вот запись предания: «В эти страшные вечера Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предаётся легкомысленная молодёжь»). Люди верили, что в это время на землю с того света приходят души умерших и можно получить нужную для себя информацию и помощь предков. Именно поэтому на Святках устраивались гадания. А самыми правдивыми считались гадания на Новый год - Васильев вечер.

… И, конечно, Новый год не мог не быть упомянут в литературе. Самый знаменитый, конечно, - это первый бал Наташи Ростовой и её вальс с князем Андреем: «Едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих».

Иллюстрация В.А.Серова
Иллюстрация В.А.Серова

А вот ёлок в домах в ту пору не было. Считают, что первую ёлку устроила для своих детей супруга Николая I Александра Фёдоровна, и была эта ёлка поставлена на Рождество.

О праздновании Рождества написано гораздо больше. Наверное, потому, что шёл этот праздник первым, его отмечали весело и торжественно. А ещё потому, что в России был он любимым детским праздником. Вспомним замечательные описания рождественских ёлок: это и «Детство Никиты» А.Н.Толстого, и «Тапёр» А.И.Куприна, и «Белеет парус одинокий» В.П.Катаева.

Посмотрите, какие замечательные открытки печатались к Рождеству!

-4

Кстати, на одной из них мы видим и Деда Мороза с подарками…

… Считается, что по-настоящему стали встречать Новый год уже в советское время, когда появились и ёлки, и Дед Мороз со Снегурочкой, в противовес старому Рождеству.

Однако и до революции про Новый год не забывали. Кто-то шумно отмечал его в ресторане, кто-то устраивал бал, а обычные жители России, как и мы, встречали праздник дома. Без боя курантов, без телеобращения… А потому и были возможны ситуации, подобные той, что описана в не самом известном рассказе А.П.Чехова «Мошенники поневоле».

«У Захара Кузьмича Дядечкина вечер. Встречают Новый год…»

Только вот готовящая угощение хозяйка и те, кто ждёт праздника, никак не могут прийти к согласию…

«Дядечкин идет в кухню. Там хозяйка посыпает пирог толчёным сахаром.

- Малаша, - говорит Дядечкин. - Закуску бы подать. Гостям закусить бы...

- Подождут... Сейчас выпьете и съедите всё, а что я подам в двенадцать часов? Не помрёте. Уходи... Не вертись перед носом!

… Дядечкин глубоко вздыхает и выходит из кухни. Он идет поглядеть на часы. Стрелки показывают восемь минут двенадцатого. До желанного мига остаётся еще пятьдесят две минуты. Это ужасно!.. Дядечкин с ненавистью глядит на часы и, походив немного, подвигает большую стрелку дальше на пять минут...»

Затем то же самое проделают ещё не раз:

«Гриша хлопает дверью и идёт в сотый раз поглядеть на часы. Большая стрелка безжалостна! Она почти на прежнем месте.

- Отстают! - утешает себя Гриша и указательным пальцем подвигает стрелку вперед на семь минут.

Мимо часов бежит Коля. Он останавливается перед ними и начинает считать время Стрелка своею неподвижностью колет его в самое сердце. Он взбирается на стул, робко оглядывается и похищает у вечности пять минут».

«Копайский… мчится к часам.

- Чёрт подери, - бормочет он, глядя на стрелки. - Как ещё долго!

Копайский отходит от часов, останавливается... Подумав немного, он ворочается и укорачивает старый год на шесть минут. Дядечкин… опять хватается за последнее средство. Часы к его услугам. Он идет в детскую, где висят часы, и наталкивается на картину, неприятную его родительскому сердцу: перед часами стоит Гриша и двигает стрелку.

- Ты... ты... ты что это делаешь? А? Зачем ты стрелку подвинул? Дурак ты этакий! А? Зачем это? А?

Дядечкин кашляет, мнется, страшно морщится и машет рукой.

- Зачем? А-а-а... Да двигай же её, штоб она сдохла, подлая! - говорит он и, оттолкнув сына от часов, подвигает стрелку.

До Нового года остаётся одиннадцать минут. Папаша и Гриша идут в зал и начинают приготовлять стол.

- Малаша! - кричит Дядечкин. - Сичас Новый год!

Меланья Тихоновна выбегает из кухни и идёт проверить супруга... Она долго глядит на часы: муж не врёт.

- Ну как тут быть? - шепчет она. - А ведь у меня ещё горошек для ветчины не сварился! Гм. Наказание. Как я им подам!?

И, подумав немного, Меланья Тихоновна дрожащей рукой двигает большую стрелку назад. Старый год обратно получает двадцать минут.

- Подождут! - говорит хозяйка и бежит в кухню».

А сейчас вот не дадут так смошенничать!

*******************

С Новым годом вас, дорогие мои читатели! До новых встреч!

Ваш Архивариус Кот.

В оформлении статьи использованы старинные открытки из коллекции автора

Навигатор по всему каналу здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!