Алексей НОВОСЕЛЬСКИЙ продолжает рассказ, как студентов готовили к участию в Олимпиаде. В первой части: как и кого отбирали. Сейчас - о месте дислокации студенческого лагеря и особенностях обучения спортсменов вообще и в малаховском Областном институте физической культуры в частности.
Наступило 1 июля, а Олимпиада, как известно, открывалась 19-го. Так что превратить в знаменосцев нас должны были за две с половиной недели. В назначенное время от станции метро «Планерная» к 20-этажному корпусу общежития, в котором я прожил уже 3 года, шли с рюкзаками, сумками, чемоданами десятки юношей и девушек, в большинстве не знакомых друг с другом, поскольку представляли множество вузов. Невесть откуда появились руководители отряда (дяди и тёти, постарше нас на 15-20 лет) и объявили неожиданную новость – отряд наш будет базироваться не в Тушино, а в Малаховке! Это был удар.
Нам сообщили, как добраться до Малаховки и установили время сбора. То есть – никаких автобусов, нанятых для нашей перевозки. Вот – метро, вот – «Ждановская», вот – электричка до станции Малаховка. Там – Институт физической культуры.
Надо сказать, что ни я, ни подавляющее большинство не знали тогда, что такое Малаховка и чем она знаменита. Что с дореволюционных времён это было место еврейских дач, что там есть изумительное озеро и уж тем более, что там (как и в соседних Красково и Томилино) продаётся вкуснейшее неразбавленное пиво. Но мы добрались до этого самого МОГИФКа (Московский областной государственный институт физической культуры), в общежитии которого нам предстояло прожить месяц и на спортивных объектах которого проходили наши тренировки.
Немного о МОГИФКе. Я не знаю иного высшего спортивного заведения (ни в стране, ни, тем более, за рубежом), в котором училось бы такое количество олимпийских, мировых, европейских чемпионов, рекордсменов всяких рангов, как в командных, так и в личных видах спорта. Если молодые люди, в школьные годы плотно занимавшиеся спортом и получившие к моменту окончания 1-й разряд или звания КМС (кандидат в мастера спорта), решали продолжать это дело, их дорога лежала бы либо в московский ГЦОЛИФК (Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры), либо в Питер в Институт физической культуры имени Лесгафта. Но если ты – чемпион (олимпиад, чемпионатов мира, Европы, СССР), рекордсмен, лучший игрок, но вот нет у тебя высшего образования, то подаёшь заявление в МОГИФК.
Далее появляешься в Малаховке раз-два в году, во время сессий, привозишь дипломат коньяка и, главное - «Адидас». Не важно, что именно: форму или кроссовки (их тогда ещё не производили на адидасовских линиях в Москве), главное – фирма! За это и заслуги перед родиной тебе ставят 3 балла, и ты снова отправляешься в сборную. Если время сессий совпадало со временем сборов-соревнований, то период обучения продлевался. Таким образом, лучшие спортсмены страны большей частью учились по 6-8 лет. Справедливости ради надо сказать, что в Малаховке учились и простые смертные, но в процентном отношении чемпионов было намного больше, чем где бы то ни было. В галерее между двумя спортзалами на стене высели портреты под заголовком «Наши Чемпионы» и это были почти полные сборные Союза. Мой друг с детсадовского периода (дружили ещё наши родители, да и жили мы через стенку) также учился там. Его зовут Александр Савин (волейбол).
Продолжение следует
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru