Качество и скорость поездки во времена паровозной эры зависели от многих факторов, в том числе и такого не маловажного как сорт применявшегося для отопления угля (об этом уже рассказывалось подробно ранее на моём канале). Чаще всего топили паровозы не одним каким-то определённым сортом угля, а смесью. И как ни странно это звучит, но этот род отопления приводил к образованию множества… любовных историй, а по исходу их — семей. Какая причинная связь?
Хорошего угля на складе всегда было мало. По деповской норме было положено на паровоз выдавать всего одну «банку» жирного… Поэтому паровозники стремились заполучить его на тендер на свой паровоз любой ценой да побольше.
«Банка» — это прозвище угольного ковша грейферного крана, пошло оно с тех времен, когда уголь на паровозы подавался бадьями с колодезных «журавлей» — вот эти бадьи и называли «банками», и прозвище с тех пор так и осталось за грейферными ковшами.
Так вот, положено, допустим, по деповской норме на паровоз получить только одну «банку» жирного, а всё остальное — шла какая-то дрянь, «шлак» или «земля» вроде «Москвы», бурый уголь, который ни хрена то и не горит толком, а только тлеет да зашлаковывает колосники. С этой дрянью всю дорогу ни пара, ни жара не будет, а соответственно и рабочего давления в котле паровоза где-нибудь на затяжном подъёме в самый нужный момент может и не хватить.
Что же тогда делать? Как оправляться на перегон с перевалистым профилем пути в этом случае с тяжёлым грузовым или курьерским поездом?
И выход из этой сложившейся ситуации был очень интересный. С этой целью в былые советские времена с работницами топливного склада даже затевались романы, им дарили цветы (иногда обычные полевые ромашки, собранные где-нибудь по пути на перегоне), привозились различные дефицитные угощения, конфеты и печенье, их водили на танцы, в кино или в ресторан.
"Вот машинист подойдёт вплотную к девушке-крановщице, нежно обнимет её за талию, протянет коробочку конфет столичных и сладко проворкует:
«Сыпани ты мне, Любушка, пару банок "жирного"».
Тут у Любушки возникает потенциальный случай устроить свою судьбу с машинистом курьерского паровоза (что нередко и происходило), и она уж, конечно, сыпанёт ради такого случая лишнюю «банку»… А уж как будет дальше — «дал он клятвы» и пропал, женился на другой или все эти посулы и конфеты чем-то существенным закончились — неважно".
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российский железных дорог"
Подходя с поездом к подъёму, уверенно себя чувствует паровозная бригада, ибо уж с лишней-то «банкой» жирного они этот подъём наверняка преодолеют — пару им хватит, факт! Заветную эту «банку» высыпят в особое место на тендере, чтобы ловко добраться до неё, когда будет нужно в пути.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!