Когда Морское ведомство Российской империи подготовило техзадание на заказ небольшого 800 тонного минного заградителя,то из канцелярии генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича поступило распоряжение предусмотреть на новом корабле апартаменты для главного начальника флота и Морского ведомства . После согласований и уточнений ,проект дорос до уровня 4000 тонного бронепалубного крейсера 1-го ранга для использования в качестве яхты для сопровождения генерал-адмиралом императорской яхты «Полярная звезда» во время зарубежных визитов.
Летом 1894 года МТК объявил конкурс на проектирование и постройку нового корабля. К концу 1894 года свои предложения прислали Франко-Русский завод и одиннадцать иностранных компаний — восемь британских, две французских и одна немецкая. Конкурс выиграла французская фирма «Forges et Chantiers de la Méditerranée» из Гавра, предложившая проект корабля, напоминающий французские крейсера Friant , Descartes и Catinat .
8 мая 1895 года в Париже был заключен контракт на строительство корабля, ориентировочной стоимостью 685 000 французских франков. 2 октября 1895 года высочайшим указом крейсеру присвоено имя «Светлана» . 25 ноября 1895 года состоялась официальная закладка крейсера. Корпус строился на верфи в Гравиле (Гавр), механизмы были изготовлены на заводе в Гавре, котлы — на заводе Бельвиля.
10 ноября 1897 года на новой яхте побывал заказчик — Великий князь Алексей Александрович, после дополнительных испытаний и доработок 22 марта 1898 года «Светлана» была принята заказчиком.
"Светлана" Forges et chantiers de la Méditerranée. Заказан к постройке 28 июня 1895 года. Заложен 25 ноября 1895 года .Спущен на воду 24 сентября 1896 года .Введён в эксплуатацию 21 марта 1898 года .Выведен из состава флота 15 мая 1905 года.Потоплен в Цусимском сражении
Водоизмещение-3908 тонн. Длина 101 м. Ширина 13 м. Осадка 5,7 м.
Бронирование-палуба — 25 мм
скосы — 25 и 50 мм
стенки и крыша боевой рубки — 100 мм и 25 мм
орудийные щиты — 25 мм
труба приводов систем управления под боевой рубкой — 50 мм.
Двигатели-2 вертикальные машины тройного расширения, 18 водотрубных котлов Бельвиля,9897 л. с. Движитель-2 винта. Скорость хода 19,2 узла (вместо 20 контрактных).Дальность плавания 3500 миль (на 10 узлах),4300 миль на 11,5 узлах . Автономность плавания 21 сутки .Экипаж 19 офицеров, священник, 11 кондукторов, 426 нижних чинов (на 1905 год)
Вооружение-6 × 152/45-мм,10 × 47-мм
С 1904: 6 × 152/45-мм, 4 × 75/50,8 × 47 мм,2 × 37 мм
Минно-торпедное вооружение-4 × 381-мм ТА (сняты в 1900)
В годы яхтенной службы (1898—1904) во время ремонтов были демонтированы шесть из десяти 47-мм пушек и оба торпедных аппарата.
После включения крейсера в состав 2-й Тихоокеанской эскадры в 1904 году корабль был переоборудован для участия в реальных боевых действиях. Для этого на нем были установлены четыре 75-мм и четыре 47-мм орудия, оборудованы оптическими прицелами 152-мм и 75-мм орудия, установлены дальномеры Барра и Струда и беспроволочный телеграф системы «Телефункен». ,возвращены оба торпедных аппарата. Теперь артиллерийское вооружение крейсера состояло из шести 152-мм орудий, четырёх 75-мм и восьми 47-мм пушек.
Визуально "Светлана" была ,по понятным причинам,чрезвычайно похожа на французские крейсера того времени- с мощным скругленным тараном,наклонными трубами и мачтами,прямоугольными иллюминаторами ,седловатой в носовой части палубой.Корабль был трехпалубным ,с десятью поперечными водонепроницаемыми переборками и продольной переборкой в пределах машинного отделения. Подводная часть корпуса была обшита тиком(80-150мм) и красной медью(0,8-2 мм).Медная обшивка препятствовала обрастанию ракушками в южных морях. Под машинами и котлами шло двойное дно-на 56% длины корпуса .
На первых ходовых испытаниях «Светлана» показала скорость 20,2 узла, но без полной загрузки,при полной машины превысили проектную мощность- 9897 лошадиных сил,но скорость оказалась всего 19,2 узлов. Зато при эксплуатации крейсер показал хорошую мореходность.
Бронирование корабля было представлено карапасной броневой палубой толщиной 25 мм в горизонтальной части, на скосах — 25 и 50 мм. Стенки боевой рубки имели толщину 100 мм, крыша — 25 мм. Орудия были прикрыты щитами толщиной 25 мм, приводы систем управления под боевой рубкой — броней 50 мм.
Французский проект предусматривал численность экипажа 270 человек. Но для российского крейсера штат был увеличен до пятнадцати офицеров, шести кондукторов и 302 нижних чинов, в военное время экипаж был увеличен до 388 человек, вообще количество коечных сеток и помещения крейсера позволяли разместить на борту до 400 человек экипажа. По мнению Главного морского штаба, необходимая численность экипажа в боевых условиях должна была составлять 473 человека.
Корабль был вооружён шестью 152-мм орудиями Кане образца 1892 года в одиночных установках — по одному орудию на баке и юте, два были расположены в носовых спонсонах и два в кормовых на батарейной палубе . Дальность стрельбы 41-кг снарядами до 11 100 метров, боекомплект составлял 810 выстрелов (135 снарядов на ствол). Скорострельность орудий составляла порядка 7 выстрелов в минуту(практическая около 4) .Вспомогательная артиллерия была представлена десятью 47-мм скорострельными орудиями Гочкис , вес снаряда около 1,5 кг ,дальность до 5 км, скорострельность порядка 20 выстрелов в минуту, общий боезапас - 6000 выстрелов. Четыре из десяти 47-мм пушек устанавливались на батарейной палубе, по две на борт. Стрельба из них велась через небольшие порты, прорезанные в борту. Остальные пушки располагались на верхней палубе: четыре – на крышах спонсонов орудий главного калибра; ещё два – на верхней палубе. Проект предполагал возможность установки более мощных орудий или большего количества 47-миллиметровок(до 8 штук дополнительно). Крейсера по проекту также были оснащены четырьмя 381-мм торпедными аппаратами, двумя траверсными и по одному в оконечностях, с общим боезапасом из десяти торпед,однако в процессе строительства ограничились установкой только двух траверсных аппаратов. Потом и их демонтировали.
При проектировании боевые качества корабля не были приоритетными,фактически строилась вооруженная яхта для Вип-персоны.Значительную часть батарейной палубы занимали роскошные апартаменты генерал-адмирала- прихожая, приемный салон, рабочий кабинет, спальная каюта, а также комнаты для прислуги. Отделка апартаментов выполнялась из ценных пород дерева с применением мрамора, позолоты и персидских ковров. Динамо-машины для комфорта пассажира(чтобы не шумели) располагались в одном отсеке носовой части(при затоплении этого отсека весь корабль оказывался обесточенным-что и произошло во время Цусимы),а ради просторной палубы бортовые орудия были размещены в ниже расположенных спонсонах,что мешало стрельбе в свежую погоду.
После вступления в строй крейсер направился в Лиссабон для участия в праздновании по случаю 400-летия открытия морского пути в Индию,где вызвал пристальный интерес.
В 1899 году крейсер совершил поход в арктические воды, где участвовал в открытии порта в Екатерининской гавани — Александровск-на-Мурмане (ныне- Полярный), а на обратном пути —присоединил к Российской империи остров Медвежий, водрузив русский коммерческий флаг и крест с надписью «принадлежит России»."Светлана" опередила немцев,планировавших создать на острове свою базу.
После начала войны с Японией и комплектования 2-й Тихоокеанской эскадры 2 марта 1904 года генерал-адмирал Алексей Александрович принял решение о включении в ее состав крейсера «Светлана» . Корабль был экстренно довооружен, дооборудован,экипаж увеличен до 457 человек. После переоборудования корабль покинул Либаву 2 октября 1904 года и направился на Дальний Восток через Суэцкий канал в составе отряда, которым командовал контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам.
После соединения с основной эскадрой крейсер возглавил разведывательный отряд, включавший также крейсер II ранга «Алмаз»( предназначался для Наместника Е.И.В. на Дальнем Востоке адмирала Алексеева в качестве яхты), и вспомогательный крейсер «Урал». Крейсер был перегружен запасами, водоизмещение возросло до 4700 тонн, а скорость снизилась до 18 узлов. Во время похода производились практические стрельбы, но они были очень редкими и проходили в условиях, не соответствующих боевым — на коротких дистанциях и по неподвижным мишеням. Боевой задачей отряда была охрана транспортов.
В результате в первый день сражения — 14 мая крейсер оказался в арьергарде основных сил, держась между противником и транспортами. Разведывательный отряд вместе с крейсерским отрядом контр-адмирала Энквиста вел 5 часовой бой. Трём русским бронепалубным, двум устаревшим и двум безбронным крейсерам противостояли в общей сложности (в различное время) один устаревший броненосец, три броненосных и тринадцать бронепалубных крейсеров противника. Около 3 часов дня корабль получил попадание, которое оказалось роковым — подводную пробоину в носовом отделении. Крейсер набрал около 350 тонн воды и сел носом на 1,3 м, скорость упала до 15 узлов,были затоплены четыре динамо-машины и носовые погреба 152-мм и 47-мм снарядов, а также минный погреб. Из-за дифферента на нос и крена на левый борт стала невозможной стрельба из левого носового орудия. В затопленных отсеках погибли два матроса из прислуги погребов. Также крейсер получил еще 7 попаданий, не нанесших критических повреждений.Был затоплен отсек с динамо-машинами,ботовая сеть обесточена и канониры перешли на ручную подачу снарядов.Для оставшихся в строю носовых орудий снаряды поднимали из кормовых погребов и вручную носили к пушкам.
К концу дневного боя в кормовых погребах оставалось всего 120 выстрелов 152-мм . «Светлана» попыталась идти в кильватере у крейсеров «Аврора» и «Олег» из отряда контр-адмирала Энквиста, но отряд разделился-"Алмаз" прорвался во Владивосток,несколько крейсеров взяли курс на Манилу. Под утро крейсер обнаружил миноносец «Быстрый» и пошел дальше вместе с ним, пытаясь пробиться во Владивосток. Весь остаток ночи крейсер поддерживал скорость 14-15 узлов, чтобы не привлекать вражеские корабли пламенем из труб.
В 5:00 утра 15 мая крейсер обнаружил слева от себя остров Дажелет. Капитан корабля С.П. Шеин намеревался подойти к берегу, завести пластырь на пробоину, откачать воду, перегрузить часть угля на миноносец, а затем продолжать движение во Владивосток вдоль корейского берега. На рассвете с крейсера увидели на горизонте четыре японских крейсера, но «Светлане» удалось уйти незамеченной. Около 7 утра слева по курсу опять показались японские корабли. Это были крейсера IJN Niitaka (3420 т., 6 152-мм и 10 76-мм орудий) и IJN Otowa(3000 т., 2 152-мм, 6 120-мм и 4 76-мм орудий), а также миноносец «Муракумо» . «Светлана» попыталась уйти, но не смогла развить скорость выше 17,5 узлов. Уже через час стало ясно, что оторваться от противника не получится. Около 8:00 капитан собрал офицеров на совещание, и было принято решение принять бой, а после исчерпания боезапаса — затопить корабль. На крейсере пробили боевую тревогу.
К 9:30 расстояние до японцев сократилось — до 9000 метров, и «Светлана» открыла огонь из ютового и левого кормового орудий. В 9:40 крейсер IJN Otowa открыл ответный огонь. К 10:00 снаряды с «Отовы» начали попадать в русский корабль, и тот начал менять курс, чтобы сбить прицел противнику. Это позволило преследователям сокращать расстояние быстрее.
В 10:12 IJN Niitaka вновь открыл огонь из носового 152-мм орудия, и около 10:30, когда расстояние между кораблями сократилось до 6000 метров, один из японских снарядов перебил оба главных паропровода . Левая машина «Светланы» вышла из строя, и крейсер потерял ход. К этому моменту 152-мм снаряды закончились, и капитан отдал приказ открыть кингстоны, люки и двери в переборках, а затем — покинуть корабль. Экипаж начал спускаться в воду с правого борта, используя подручные средства — к этому моменту все шлюпки и катера были уже разбиты. Когда снаряды закончились, бой превратился в хладнокровный расстрел. В числе погибших был и капитан корабля.
В 11 часов крейсер «Светлана» лег на левый борт, имея значительный дифферент на нос, со сбитыми стеньгами и задней трубой, но поднятым кормовым флагом , погрузился на дно. «Отова» стрелял по «Светлане» до момента её полного погружения, а затем сделал ещё несколько выстрелов по людям, плававшим в воде. Японские крейсера отправились в погоню за миноносцем «Быстрый», а затем — за двумя кораблями, появившимися на горизонте. Оставшихся в живых членов экипажа русского крейсера — 11 офицеров, 7 кондукторов и 273 нижних чина через 2 часа подобрал вспомогательный крейсер «Америка-мару». Погибли в бою или утонули 10 офицеров, священник, 4 кондуктора и 153 нижних чина.
«Японские крейсера продолжали ожесточенно стрелять по плавающим чинам экипажа, затем один крейсер большим ходом прорезал море голов, неся смерть попавшим под корпус крейсера русским морякам и в том числе и батюшке отцу Федору Хандалееву.
Японские моряки восторженно кричали “Банзай” и показывали кулаки по направлению к плавающим русским. Крейсера удалились, не спасши ни одного человека. Только через 3 часа к месту гибели “Светланы” подошел японский транспорт “Америка-Мару”, который подобрал тех, кто сумел удержаться на поверхности моря в течение всего этого времени. Не досчитались 167 человек»
Во время этого боя крейсер IJN Niitaka не получил ни одного снарядного попадания, в IJN Otowa попали два снаряда, убив одного офицера и четырех матросов, 23 человека получили ранения.
В этом бою погиб всё время находившийся на мостике капитан 1-го ранга С. П. Шеин и старший офицер капитан 2-го ранга А. А. Зуров. Из команды утонуло и умерло от ран в плену 167 моряков.
Среди погибших на воде оказался и мичман граф Георгий Нирод, брат погибшего на «Варяге» Алексея .
Крейсер «Светлана» затонул в точке с координатами 37° с.ш. и 129°50′ в.д., на глубине 600 метров.
После возвращения из плена оставшихся в живых моряков девятнадцать из них, как наиболее отличившиеся, были награждены Георгиевским крестом 3-й степени, 259 человек – Георгиевским крестом 4-й степени. Комиссия по разбору обстоятельств Цусимского сражения, созданная после войны, отметила «величайшее мужество и самоотвержение» экипажа «Светланы».
Несмотря на "придворный" характер предыдущей службы,экипаж крейсера в бою проявил себя геройски,командир не покинул гибнущий корабль и до последнего руководил спасением моряков.
В честь корабля, погибшего в Цусимском сражении, был назван новый легкий крейсер, заложенный 11 ноября 1913 года на Русско-Балтийском заводе.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам