К поездке на перевал Ачик мы стали готовиться еще зимой, именно тогда мне на глаза попал фоторепортаж о посещении этого места фотографом – любителем. Представленные фотографии нам очень понравились, но главной мотивацией для нас к посещению Ачика было то, что перевал расположен практически у Чуйского тракта и является вполне доступной обзорной точкой для осмотра основных и самых высоких хребтов Алтая, что для меня – географа, весьма интересно.
Все случилось в августе 2015 года. Машину для путешествия выбрали ГАЗель 4 wd. Она у нас и надежное средство передвижения, и дом в прямом смысле этого слова.
В самый разгар туристического сезона у нас образовалось недельное окно, поэтому, недолго думая, мы собрали свой скарб и рано утром 2 августа выдвинулись в путешествие. Подгадывать погоду не было возможности, поэтому решили: будь, что будет - едем на разведку!
До Белого Бома добрались в обычном режиме: Слава жал на педаль; Ярослав играл в салоне газели; я прокручивала в голове, то, что надо осмотреть попутно путешествию. В увесистой дорожной сумке лежали карты, атлас, тетрадь для записей. За день мы смогли добраться до перевала. Но, а теперь все по порядку.
От Белого Бома посетить перевал с названием Ачик можно пешком, на конях, велосипеде, на внедорожнике. Путешествие составит в одну сторону около 20 км. Перепад высоты будет около 1400 м. Название перевала идет от одноименной реки, берущей начало с южных склонов перевала, текущей с севера на юг, являющейся правым притоком реки Шавла. Существует и одноименный населенный пункт (в старых картах зимовье), в него ведет дорога через перевал. Если вам повезет с погодой, то перевал порадует вас видами на все высочайшие хребты Алтая: Катунский, Северо-Чуйский, Южно-Чуйский. Взору открываются: Теректинский, Курайский, Сальджар, Айгулакский хребты. Вершиной везения можно считать вид высочайшей вершины Алтая – Белухи – ее массив будет открываться правее всех высокогорных остроконечных вершин, покрытых снежниками, ледниками, вечными снегами.
В начале села Белый Бом мы свернули на щебнистую дорогу вправо, переехали по вновь отстроенному после паводка 2014 года мосту реку Чую и свернули вправо, где продолжили путь по хорошо накатанной грунтовой дороге. После переезда сухого русла реки Сырнах (указателя, что это речка носит название Сырнах, конечно, нет), дорога, резко набирая высоту, уходит влево в долину реки. Русло реки Сырнах при подъеме наполняется водой, причем, чем выше поднимаетесь по долине – тем полноводнее становится речка. Дорога петляет с одного берега речки Сырнах на другой. Среди мохового покрова преимущественно кедрового леса было обилие брусники, ягоды которой своим красным боком посматривали на наблюдателя. Последний участок подъема на перевал – самый «трудный», так нам показалось за счет увеличения угла подъема и появление скального основания дороги на изгибах ее крутого серпантина. На перевале дорога раздваивается: левая уходит вниз, правая – вверх, на смотровую площадку и ретранслятор, вероятно именно к нему и сооружалась данная дорога.
Мы поднялись на перевал уже вечером, освещение отдавало желтыми тонами, но мы все же поднялись к ретранслятору, дабы осмотреться. Небо постепенно с юго-запада затягивалось кучево-слоистыми облаками, поэтому обзор в сторону Катунского хребта был закрыт. Слева, на востоке виднелись гряда остроконечных, пирамидальных скалистых вершин Северо-Чуйского хребта, украшенных долинными и каровыми ледниками и вечными снегами. Хороший обзор был к северу на Теректинский, Курайский, Айгулакский хребты и долину Чуи. С высоты долина Чуи казалась особенно глубоко врезанной в каменное тело Алая и почти каньонообразной.
На перевале был сильный ветер, поэтому осмотрев окрестности, и выбрав точки для завтрашней съемки, мы спустились на перевал, где сделали остановку в кедровом лесу, что слева от дороги. Пока готовился ужин, Слава и Ярослав собирали дрова, осматривали окрестности. Поужинав, мы долго сидели у костра, укутавшись в пледы - ведь высота была приличной.
Рано утром, мы вновь поднялись на смотровую площадку, высота которой составляла, примерно 2300 м, но погода не радовала, накрапывал мелкий дождик, было холодно и ветрено. Северо-Чуйский хребет «витал» в облаках. После череды пологих горных гряд, что заполняли ближний и средний планы кадра, где каждая последующая гряда была на четверть тона темнее и выше предыдущей по абсолютной и относительной высоте, сквозь облака, почти фантомами мерещились черно-белые горные пики.
Невероятные картины сменяли одна другую: освещался то ближний горный кряж, то дальний, отчего менялся до неузнаваемости один и тот же пейзаж. Ожидая хорошей видимости, мы проехали по всем дорогам, что были на этом горном плато. Кое-где еще обильно цвел кипрей узколистный (Chamerion angustifolium (L.) Holub.) – Иван-да-Марья. Его малиновые заросли скрашивали утренние монохромные пейзажи. Тучи – разные по цвету, плотности, расположенности относительно сторон горизонта – были основными «героями» отснятых кадров. Особенно удались кадры, на которых эти самые густые, неопределенно синего цвета, тучи пронизывают солнечные лучи. Да и не лучи это вовсе, а светло-голубые столбы, идущие сверху вниз под постоянным углом наклона. Просто невероятно смотрелась наша синего цвета газель на фоне горных панорам.
После утреннего вояжа, мы вновь спустились на свое насиженное место на перевале. Пока готовили завтрак, небо разъяснилось. И нас снова заманило на смотровую площадку. В полуденное время видимость заметно улучшилась. Открылся вид на Катунский хребет, но Белуха вся не открылась, в объективе была видна стена Белухинского массива. А сама же Белуха так полностью нам не показалась: среди облаков виднелись ее части.
На спуске со смотровой площадки, справа, прямо у дороги располагался скальный массив, своей формой напоминающий антропоморфный профиль «деда» из русских сказок. Его мы так и прозвали «Дед Ачик». Взор его из-под густых каменных бровей был устремлен на север. Рот каменного исполина был приоткрыт, видимо, «Дед» ведет свой тысячелетний сказ. Растущие вдоль дороги невысокие кедры были сплошь усыпаны шишками: собирай – не хочу!
В книге «Кöжöгö таш - каменные изваяния Алтайских гор», на 48 странице приведено фото (Владимира Кубарева) тюркского каменного изваяния с названием Ачик. На среднем плане фото показаны, видимо, южные – степные, склоны гор, а дальний план представлен лиственнично-кедровым лесом. Над созданием этого изваяния поработал древний мастер. Хорошо выделяются: овальная голова, плечи, руки, пояс. Тщательно проработанные крупные и простые черты лица: рот, удлиненный и плавно переходящий в брови нос, миндалевидные глаза. Ничего не скажешь: просто – шедевр! Где стоит эта «каменная баба», мне неизвестно, а так хотелось бы верить, что это изваяние стоит и по сей день в окрестности урочища Ачик.
Покидали мы перевал Ачик с мыслями, что, пожалуй, трудно найти столь открытого и весьма доступного места на Алтае для осмотра: виды открываются на сотню километров по окружности.
К обеду небо приобрело насыщенный синий цвет, стало очень жарко. Несколько раз на спуске мы останавливались и умывались ледяной водой речки Сырнах, берега которой среднем ее течении поросли зарослями дикой малины. Ее ягоды были самым ярким впечатлением для 4-летнего Ярослава.
А еще на выходе боковой долины реки Сырнах в Чуйскую, слева (если спускаться с перевала) есть лог, где на скалах прекрасно сохранились петроглифы преимущественно железного века.
После обеда в Белобомском кафе, мы двинулись по Чуйскому тракту в обратный путь, планируя еще осмотреть старый участок Чуйской дороги, который приметили еще в прошлом сезоне, но заехать туда все не было возможности.
Старый участок вероятно, гужевой дороги, виден с полотна Чуйского тракта. Он с со стороны открытого склона обустроен плоскими плитами красноватой породы и располагается вблизи урочища Адыр-Кан. Около полукилометра протягивается каменная выкладка. Мы ее – дорогу тщательно исследовали. Она являет собой своеобразный мост, связывающий одну Чуйскую террасу с другой. Красные блоки породы, уложенные друг на друга, хорошо сохранились, высота кладки в некоторых достигала более 2 метров. Судя по ширине, и резким поворотам, передвигались по ней на лошадях.
На 729,5 км, справа по трассе, находится довольно высокая каменная стела из зеленоватой породы, в нижней и средней ее части имеются «чашечные» (луночные) углубления, природа которых до сих пор остается «туманной». Также на стеле есть остатки петроглифов, но разобрать фигуры рисунков мы не смогли.
А еще в 7 км от с. Белый Бом в сторону Чибита, на правом берегу Чуи, у чабанской стоянки расположен камень, где ученым удалось отметить более 40 чашечных углублений, но этот камень мы еще не осматривали.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора