Осенью 1943 года после начала гражданского конфликта в Италии и распада государства на Королевство Италия и Итальянскую Социальную Республику во главе с Бенито Муссолини, немцы получили в свое распоряжение значительное количество итальянской военной техники, в числе которой были и вполне современные и мощные истребители "Макки" M.C.205 "Вельтро". К концу сентября по распоряжению генерал-фельдмаршала Вольфрама фон Рихтхофена около трех десятков таких машин были переданы второй группе германской истребительной эскадры JG 77, после чего пилоты освоили их и применяли в воздушных сражениях в течение ноября. Несмотря на то, что за все это время ни одной безвозвратной боевой потери M.C.205 не последовало, авиаторы Люфтваффе остались не слишком довольны техникой союзников. Так, из-за ненадежности итальянского радиооборудования не всегда удавалось вовремя и точно вывести самолеты на вражеские воздушные соединения, а расположенные в крыле автоматические пушки нередко заклинивало. К тому же, "Вельтро" оказался не самым безопасным истребителем, особенно для начинающих летчиков. Как вспоминал обер-фельдфебель Альберт Улльрих из 6-го штаффеля JG 77:
"В отличие от Bf-109, "Макки" был более безопасен на взлете и посадке благодаря широкой колее шасси. Он был легче в управлении, но не прощал ошибок - особенно во время высшего пилотажа - если речь шла о потере скорости. В таких случаях он немедленно сваливался в штопор. Только при хорошем чувстве пилотирования и достаточном запасе высоты его можно было "вытащить" из опасных положений."
Эти слова подтверждает статистика летных происшествий - за октябрь и ноябрь 1943 года II./JG 77 потеряла в авариях пять "Вельтро", причем трое пилотов погибли, а еще двое получили серьезные ранения. Тем не менее, немцы смогли одержать на этих машинах несколько побед. В числе других отличился и Альберт Улльрих, сбивший 11 ноября над Кунео американский четырехмоторный бомбардировщик В-24 "Либерейтор". К концу года эксперимент по использованию итальянских машин решили свернуть, и эта новость была с большой радостью встречена летчиками, снова получившими возможность летать на привычных Bf-109G-6. Что же касается "Вельтро", состоявших на вооружении II./JG 77, то все они в последних числах декабря были переданы недавно сформированной итальянской истребительной авиагруппе "Asso di bastoni".
Michael Traurig