Латгальцы - это не совсем латыши: их язык считался отдельным языком в 1918-1960 годах, и разница видна даже в топонимике: латышские Rīga и Rēzekne против латгальского Reiga и Rāzekņe (Рейга, Рязекне). Есть буква "y", которой нет в латышском - например слова "вода", по-латышски "ūdens", а по-латгальски "yudiņs", при этом в самом латгальском диалекте огромное количество говоров. С литовским у латгальского едва ли не больше общего... что, впрочем, и ясно - ведь латгальцы были католиками, в 17-18 веках принадлежали не протестантской Швеции, а католической Речи Посполитой, и с литовцами общались больше, чем с латышами. Латгальские сёла же выглядят куда беднее латышских и напоминают славянское Нечерноземье:
Первая на нашем пути латгальская деревня Вышки встретила заброшенной школой межвоенных времён:
На окраине Вышек - огромный храм из дикого камня (1914-25), более похожий на кирху:
На самом деле это самый что ни на есть костёл, один из самых огромных и красивых в Латгалии...
Внутри него ещё и большой орган, на воротах афиша концертов до конца лета, и съезжаются на органные службы сюда со всей Латвии.
Как нетрудно догадаться, латгальское католичество - наследство Речи Посполитой. Польша вообще уникальное государство, сумевшее в 17 веке провести контрреформацию бескровно, "мягкой силой" иезуитов - а ведь на момент заключения Люблинской унии даже Литва была на 52% (по дворянству) кальвинистской. Покончив с литовским кальвинизмом, поляки принялись уже за православие, адепты которого сопротивлялись куда активнее и не всегда бескровно (Витебск, Киев и наконец восстания украинских казаков)... в общем, провести контрреформацию в тихой лютеранской Латгалии им было раз плюнуть, тем более вероисповедание латышей автоматически определялось вероисповеданием их господина - достаточно было провести разъяснительные беседы с местными баронами
Залив озера Лукнас и село Данишевка за ним - там, кстати, есть и старообрядческая моленная, и единоверческая церковь начала ХХ века:
Дальше, на подступах к Краславе мы заехали в ещё одну латгальскую деревню Комбули с костёлом Святого Язепа. Утверждается, что он построен в 1818 году, но с виду больше похож на переделанную в храм советскую котельную.
Вдобавок, готовясь к поездке, я думал, что он деревянный - но деревянными оказались лишь башни, снесённые в 1960-е годы и позднее воссозданные.
В заросшем дворе - Богоматерь слегка японского вида:
И даже на фоне Латгалии, бедной не только по меркам Прибалтики, но и по меркам России, Комбули запомнились мне своей запущенностью: