Ги Дебор говорил то, что не осмеливался говорить никто, формулируя более, чем уничтожительные смыслы. Наглый провокатор, тотальный анархист, человек более чем взрывного темперамента. В первой части история величайшего революционера XX века от пеленок до становления.
Все революционеры и отверженные борцы с буржуазным обществом всегда рождались и продолжают рождаться в обыкновенных, мелкобуржуазных семьях.
Ги Дебор появляется на свет 28 декабря 1931 года, во времена, когда мир только оправился от Первой Мировой войны и после ее ужасов, никто не предполагал, что наступит Вторая.
Маму зовут Паулетта, папу — Маршаль. Типичные мелкие буржуа, которые прекрасно чувствуют себя в этом статусе. К 22 годам Ги тотально разочарованный в окружающей его действительности молодой человек. Ни один жизненный уклад, ни один социальный строй его не привлекает. Ужасы оккупации и героизм солдат бойцов-освободителей порождают в его сознании странное желание — умереть насильственной смертью.
Буйный темперамент и наклонности предопределяют и выбор друзей, больше половины людей с кем он общается отбывают тюремные заключения в разных странах, большинство по политическим причинам. Но, есть и те, кто бросил обществу вызов, без всяких на то причин, следуя нравственному желанию приступить буржуазные нормы.
После Второй Мировой Ги поступает в университет, но вскоре бросает его на первый взгляд без каких-либо серьезных причин и переезжает в Париж. В столице он становиться завсегдалым самых экстремистских политических кругов.
Его экстремальный нигилизм ничего не хочет знать и тем более продолжать все то, что раньше обозначали, как смысл жизни или задачей искусства. В итоге он остается в статусе человека без высшего образования.
В 19 лет он вступает в ультра авангардистскую группу поэтов леттристов, диктующих в послевоенное время моду в пределах квартала Сен-жермен-де-пре. Организовывает много скандальных акций, например, выпад против Чарли Чаплина, по случаю его приезда в 1952 году. Ги с друзьями разбрасывает листовки, срывают пресс-конференцию, обзывая Чаплина — «мошенником чувств и шантажистом страданий». Воззвания к Чаплину заканчиваются фразой — «Убирайтесь домой, мистер Чаплин!»
Оскорблениями авторитетов Ги не ограничивается. В том же 1952 году снимает свой первый фильм в защиту Маркиз де Сад, более радикально нигилистического в то время было невозможно. В самом начале фильма объявляет: «Дамы и господа! Сейчас автор фильма выйдет на сцену, чтобы сказать вам, что фильм нет. Кино вообще мертво. Фильма быть не может.»
Сказать что-то наверняка о жизненном пути Ги Дебора весьма трудно, личную жизнь и свою биографию он держал в строгом секрете. Известно наверняка, что он мечтал войти в историю, как автор игры, выразившей понимания войны и стратегии, как таковых. Он спроектировал ее в 1977 году, с целью противопоставить хоть что-то современному, пропитанному средствами массовой информации обществу потребительского капитализма. После поражение во французской революции 1968 года Ги отдаст очень много сил, до самой смерти, чтобы усовершенствовать игру в войну. Что не проста игра, а руководство, как вести жизнь в современном обществе, через игру он призвал игроков посвятить себя «экзорцизму» политического насилия.
В течении десятилетий Ги Дебор говорил одни и те же слова: «У угнетенных масс не было ни оружия, не опыта, чтобы сопротивляться угнетателям. В современности военное равновесие стало меняться в сторону масс, народ научился опрокидывать и побеждать властителей. Однако выиграть революцию, означает уничтожить ее. Борьба в гражданской борьбе требует дисциплины и централизации».
Ги Дебор много писал об Октябрьской революции 1917 года, превращая ее в модель игры, добиваясь понимания процессов и этапов становления истории в миниатюре, где большевики, социалисты и революционеры вновь и вновь решаю судьбу страны. Воссоздавая образы политического насилия и несправедливостей на солдатах-игрушках на игровой доске, прививая обществу вакцину от настоящих военных убийств.
Представьте себе самую основную концепции задумки Ги Дебора — правители стран развязывают войны, но не выносят ее на реальное поле, а моделируют исход на игровой территории, ведя переговоры, исходя из результатов. Они не жертвуют людьми, но играют в войну. Мирное население продолжает жить своей мирной жизнью, а политики двигают солдатиков и оружия на виртуальной доске. Разве не гениально?
В 1957 году Ги Дебор организовывает новое движение, что основано на идеях синтеза сюрреализма, дадаизма и анархо-марксизма. В этом же году в маленьком итальянском городке Козио-ди-Арроша, среди европейских интеллектуалов основывается Ситуационистский интернационал, ведущим идеологом которого становиться Ги Дебор. Первый манифест звучит так: «Необходимо радикально менять мир. Мы настаиваем на абсолютном освобождении общества, в котором мир заключен, как в тюрьму и такое освобождение возможно только с помощью радикальных действий.»
1967 год. Появляется фундаментальный труд Ги Деборы «Библия современного нонконформиcта, экстремиста, революционера». Книга эта приносит Дебору международную и взрывоопасную славу. Имя Дебор становиться синонимом основной концепции труда: это не просто констатация, а глубинное открытие, пророческое постижение сути той ситуации, в которой приходиться жить последним, еще живым и бодрствующим людям, о которых с презрением и сочувствием говорил Заратустра Фридриха Ницще.
К сожалению, что Дебор сформулировал боле 50 лет назад окажется стопроцентным попаданием. Сегодня любая полоса газет, выпуск новостей, любая страница глобальной сети или профиль социальной сети буквально кричат, об этих 100% гениальных пророческих воззрениях.
Самая тревожная сторона текстового саспенса, то, с каким ожесточением и последовательностью история стремиться подтвердить поставленный Ги Дебором пятьдесят лет назад диагноз.
продолжение:
В следующей части больше идеологии и философии, предсказания и суть воззрения главного революционера XX века, а может и человечества в целом.
Подписывайтесь и лайк.
#ги дебор #анархизм #марксизм #экстремизм #нонконформизм