Старыми сейчас считается кино, вышедшее десять лет назад. Не говоря про СССР.
Не включайте телевизор, что перед обедом, что просто так перед Новым Годом, рискуете залипнуть. Залипнуть, несмотря на рекламу и много раз виденное и слышанное:
- Билли, заряжай!
Я залип ровно до финальных титров, где трое уезжают в…
Поразительно, насколько порой проникновенно смотрятся простые вещи, опровергаемые самой жизнью, на экране. Мистер Фёст проиграл, мистер Секонд, растворившись в политкорректности и графоне, давно стоит на пьедестале почета. Билли Кинг остался в своем городке, изредка перетряхиваемом ностальгией по вестернам, а Черный Джек, изрекая правду про коррупцию, так и остался Черным Джеком. Чего не скажешь о Боярском.
Советское кино, с его ужасающей коммунистической цензурой, порождало легенды. Эти легенды не меркнут спустя десятилетия, остаются любимыми и еще их переснимают. За тридцать лет свободной России в ней почти не научились снимать разное, но хорошее кино. Научились, следуя русской литературной классике, снимать тяжелую чернуху, показывая всю темноту беспросветной русской жизни. Сумели, следуя принципам немецкого уличного театра, с его факелами от выпускаемых газов и ударами по голове, да побольней, прийти к тупым комедиям, наполненным только гэгами. И… и все.
А ведь, с ужасной советской цензурой, у нас было многое, если не сказать, что все.
«Планета бурь» стала классикой кинофантастики, а ее находки применяли в развитии сказок для взрослых в Голливуде.
«Сказка странствий» была почти настоящим темным фэнтези, наполненным совершенно не детскими вопросами и ответами на них, с угаданным антуражем и прекрасной музыкой.
«Белое солнце пустыни» подарило нам жанр истерна и неизвестно, как могло бы быть в мире кинематографа, стань СССР более открытым и нацеленным на коммерческий успех.
Наши фильмы про Войну, про единственную гибельную для всего мира Войну, также легко оценит иностранный зритель, как и мы с вами, ведь настоящие фильмы вовсе не про кровь, выстрелы и сгоревший порох на нормандских пляжах.
В нашем общем советском детстве тысячи людей кино были заняты производством фильмов, рисованных и снятых, полнометражных и коротких, сериальных и полноформатных, для детей. Детям старались давать что-то правильное, что-то нужное, завертывая в красивую упаковку сказок и не только. Имелись свои школы анимации, легко узнаваемые по картинке и сюжетам. И не нужно было тягаться с Голливудом, с натугой и пытаясь копировать западные находки, ведь хватало своих.
Да, мы остались без «Звездных войн», «Охотников за привидениями» и сотни-другой обязательных шоу, мультфильмов и прочего. Мы восполнили это позже, радуясь американской крутости во всем, включая картинку. Но почему-то сейчас, уже имея в собственных коллекциях всю классику Голливуда и все старые фильмы, мы можем залипнуть на «Бриллиантовой руке», самом кассовом фильме 69-го года, снова и снова смотреть на Билли Кинга, требующего свой бифштекс, радоваться яркости и музыкальности «Бременских музыкантов» и поражаться психоделике и глубине мультфильмов Саакянца, делающего добро, бросая его в воду.
Новый Год вон, через несколько дней. Вы разве не станете смотреть обязательного набора из фильмов Рязанова, пересматривать «Девчат» или еще чему-то из собственного детства, стараясь поделиться этим с детьми нашего времени? Станете, также обязательно, как смеяться над тазиком оливье, строгая его согласно традиции и закупаясь немеряным количеством бухла только по принципу – а как же еще?
Старые фильмы, цветные и черно-белые, порой наивные, порой глубокие, доказывают простую штуку: времена идут, а люди не меняются. Именно из-за этого мы смотрим их снова и снова, смеясь на СеменСеменычем Горбунковым, Шуриком, Василием Алибабаевичем и даже всем составом «Служебного романа», включая совершенно бесполезную, наглую и мнящую себя прогрессивной героиню Лии Ахеджаковой.
И, если уж на то пошло, даже фильм «Гараж» куда лучше, чем бекмамбетовские «Елки», со всей их рекламой, мимимишностью и даже реверансами в сторону России, которую мы потеряли.
И, несмотря на прожитые годы и какой-то опыт, хочется верить в наш собственный кинематограф, что все же возьмет у Голливуда все необходимое с лучшим, разбавит тем, что еще остается у нас и сможет создать по-настоящему достойное русское кино.
Больше про советское детство, 90-ые и войну по ссылкам: тут, здесь и еще вон там.