Найти тему
Рассказы и книги

Я работал в Шоколаднице. Как и зачем? Часть 1.

На станции метро Динамо, в десяти минутах от метро и в стороне Дома на Ногах, есть огромный бизнес-центр, высотою в 30, вроде бы, этажей. Я стоял около него и не решался зайти. Там, на двадцать шестом, у меня будет собеседование, как думал я тогда. Мне нужно было зайти в холл, пройти охрану, подняться на нужный этаж и пройти инструктаж. На улице сентябрь 2015 года и я решил сменить скучную офисную работу маркетолога на, как тогда казалось, совсем не скучную и интересную работу бармена.

К этому сентябрьскому дню я проработал в офисе два года. Начав с Яндекса, побыв менеджером по маркетингу в социальных сетях в газете и на телеканале, в августе того же шестнадцатого года, я уволился и решился на смену профессии. Мне нравился кофе, а я кофе нравился так себе — в тот момент вряд ли бы я смог отличить американо от фильтр-кофе. «Это нужно исправить», — пронеслось у меня в голове, и я решился.

Выбор у меня был точно такой же, как и в той серии Саус Парка про сендвич и клизму: либо идти в КофеХауз, либо в Шоколадницу. Выбор дался легко. В КофеХаузе бармены в то время ещё и выполняли роль официантов, чего мне категорически не хотелось. Поэтому, выбрав второе, заполнив анкету на сайте и получив приглашение прийти на первый разговор, я несколько раз перенёс день встречи, будто думая, что в моей жизни что-то коренным образом изменится, и, в конце-концов, пришёл к этому бизнес-центру.

До нужного времени оставалось меньше пяти минут, но я всё стоял у входа, у этих бесконечно крутящихся дверей, и не заходил. Мне казалось, что пройди я эти двери, обратного пути уже не будет, и моя будущая судьба будет каким-то образом предопределена. Это меня и останавливало.

В этом бизнес-центре, как и десятках, сотнях других таких же — пускай они меньше или больше, пускай там не тридцать, а пять этажей — там всегда, почти всегда, на первом этаже есть кофейня. Эта кофейня живёт только за счёт офисных сотрудников. Обратная зависимость тоже присутствует. И я уверен, ведь показаться мне не могло, что именно в тот момент, когда я стоял у стеклянных дверей, из них вышел неизвестный мне человек, и за собой он тащил еле уловимый запах кофе из кофейни на первом этаже. Свежесмолотое зерно — я понял, что это было именно оно позже, — точно давало мне сигнал. Повинуясь ему, я зашёл. Три минуты спустя я выходил на нужном этаже и увидел перед собой надпись: «ООО Галерея Алекс — (Шоколадница, КофеХауз)».

— Вы на увольнение? — услышал я, идя к нужному столу, о котором меня заранее предупредили.

— Да, — так же услышал я справа от себя.

Спрашивала девушка, а отвечал молодой парень.

— Документы вот, заполняйте.

— Опять? Я уже делал это в своей кофейне.

— Не знаю я что вы там делали. Вот документы, заполняйте, если хотите получить трудовую.

Я шёл дальше, и конец этого диалога услышал только через полгода.

Вокруг были десятки столов, за которыми сидели десятки людей — в основном, молодые парни и девушки. Окна в этом бизнес-центре были от пола до потолка, и вид открывался прекрасный и видно было половину Москвы. Присмотрись, и я увидел бы свою будущую кофейню.

— Так, вы из Царицыно? На Кантемировской точка вам подойдёт? — спрашивала меня девушка-менеджер. После моего прихода она быстро пробежалась по анкете и смотрела на ближайшие к моему дому кофейни, что искали сотрудников. Она была приветлива, но я сразу же понял самую важную вещь — не приди я сейчас, поверни я перед этими крутящимися дверьми обратно, никто бы и не заметил. В моей анкете бы поставили прочерк, и, вероятно, даже бы не звонили чтобы что-то уточнить. Ты один из сотен, ты один из тысяч. Таких как ты, множество. И они действительно все стоят за забором и ждут эту вакансию. Не приди ты, придут другие. Уйдут другие, придут третьи. Беспощадные античеловечные сетевые точки уже на этапе отбора давали знать тебе своё место. И чем быстрее ты это поймёшь, тем проще тебе будет.

— Так что, Кантемировская? — переспросила меня девушка.

— Да, нормально. Даже отлично, — отвечал я.

— Хорошо. Кофейня сейчас как раз ищет бариста. Сможете туда приехать в течение часа? Следующий этап такой: поговорите с администратором кофейни, пройдёте собеседование, если всё в порядке, она вам расскажет подробности. Надо будет пройти двухдневное обучение в нашей школе бариста и официантов, потом пятидневная практика в самой кофейне. И вы выходите на работу. Практика и обучение оплачиваются по стандартной начальной ставке.

— Какая ставка?

— Начальная — 40 рублей в час.

— Что? Точнее, сколько?

— 40 рублей. Есть несколько этапов развития бариста. Сначала начальный, первые месяцы, в которые вы обучаетесь. Мы платим 40 рублей за час работы. Потом, с каждым уровнем, ставка растёт. 42 рубля, 44 рубля, 48 рублей, 60 рублей и 80 рублей. 80 — это уже мастер-бариста. Тот, кто и обучает, и следит за состояние кофейни вместе с менеджерами и администраторами.

— Сколько же идти до этого уровня? — я начал понимать, что если и буду работать здесь, то явно не ради денег.

— В среднем шесть-восемь месяцев. Но вы не переживайте, ставка это не единственная ваша зарплата. У всех кофеен есть свой особый внутренний коэффициент, который складывается из многих факторов, а главный — как кофейня проходит тайных гостей. Если всё в порядке и коэффициент высокий, то ваша ставка умножается на 1,9.

— Это всё?

— Ещё чаевые. В разных кофейнях разные системы, подробнее вам расскажут уже в вашей кофейне.

— Так на какую зарплату стоит рассчитывать? В среднем.

— В среднем ребята бариста получают где-то тридцать тысяч. Это если всё хорошо.

— А если не хорошо?

— Ну могут и двадцать. Но вы же будете стараться, чтобы было хорошо? — засмеялась она.

— Определённо, — не смеялся я.

— Вот и хорошо. Видите, уже получается! Вот адрес, вот мой номер, — она дала мне две бумажки, — как будут новости по этой кофейне, звоните мне.

— Понял, принял. Ну, до связи.

— Удачи, — закончила она и вновь уткнулась в монитор, что-то там ища, выщёлкивая вальс на мышке и клавиатуре.

Я быстро вышел из бизнес-центра, вынося наружу запах кофе. Перед дверьми никто в раздумьях в этот раз не стоял. Здесь всё было без дураков, пошутил я сам про себя и направился к метро. Всегда работая в офисах минимум в часе-полутора от дома, перспектива работать в кофейне в двадцати минутах от него же, привлекала.

Тридцать пять минут спустя я открыл дверь в кофейню у метро Кантемировская и зашёл внутрь.

— Добрый день. Проходите, присаживайтесь за любой свободный столик, — тут же сказала мне официантка.

— Добрый. Нет-нет, позовите пожалуйста администратора, — парировал я.

— Что-то случилось? — приветственная улыбка пропала с её лица.

— Нет. Я насчёт работы.

— А, понятно. Садитесь, сейчас позову, — она развернулась и ушла.

Пока я разглядывал кофейню изнутри, смотрел на столики из ДСП, глядел на бордовые полуфартуки, закрывающие только ноги и коричневые корпоративные рубашки с закатанными до локтей рукавами, прошло несколько минут. Информацию я впитывал быстро — кто, где, как. Официанты приветствовали всех посетителей стандартной фразой: «Добрый день, приходите присаживайтесь за любой свободный столик», а если человек отрицательно мотал головой и шёл сразу к бару, то его брали на себя бармены. Они принимали заказ, проговаривали собственные стандартные фразы, принимали оплату и начинали делать кофе или другой напиток.

— Это вы насчёт работы? — прервали мой поток мыслей чьи-то слова. Обернувшись, я увидел, вероятно, администратора кофейни. Девушку лет тридцати пяти с короткой стрижкой, в белой рубашке и чёрных брюках.

— А, что? Да, я.

— А кто вас сюда отправил? — администратор была скорее не раздражена, а удивлена.

— Ну, из бизнес-центра люди. Сказали, здесь есть вакансия бармена.

— Была два дня назад. Мы отправляли информацию, что взяли человека.

— Так, и что? То есть у вас нет сейчас вакансий?

— Да, вакансий нет.

— Понятно, до свидания, — я распрощался и без лишних слов вышел из кофейни.

«Это было бы слишком легко», — подумал я. «Работа в двадцати минутах от дома? Сколько же человек по Москве имеют такую возможность? Очень и очень мало». Именно так я себя и успокаивал. Набрав номер девушки из бизнес-центра, где витал аромат кофе, я стал ждать.

— Что сказали? Это странно. Ладно, сейчас я найду что-то ещё. Зелёная ветка подойдёт? — не прошло и пары гудков, как она ответила. Спустя ещё пару минут мне выдали новый адрес — метро Маяковская, последний вагон из центра, после эскалатора направо, после стеклянных дверей направо и ещё раз туда же. Тридцать метров прямо и вновь по правую руку будет нужная точка. Естественно, я сразу же поехал.

Успешно следуя инструкции, через тридцать минут я опять открывал двери кофейни, в этот раз уже другой. Услышав стандартное приветствие, меня усадили за столик и я стал ждать очередного администратора. Успев лишь отметить, что за барной стойкой было целых 5 человек, мои наблюдения прервал звонкий голос:

— Егор, это вы насчёт работы? Прекрасно! Нам как раз нужен бариста. Поболтаем? — за стол, напротив меня, села девушка лет двадцати восьми. Волосы её были длиннее, чем у прошлого администратора, а взгляд живее. Ещё не начав разговор, было понятно, что здесь я и найду работу. Так и получилось.

Каждое воскресенье я публикую новую часть на своём Патреоне. Если вам нравится эта серия рассказов, вы можете поддержать меня за 1$ в месяц и получить доступ к новым рассказам на неделю раньше: https://www.patreon.com/howtoshoko