Найти тему
Субъективный путеводитель

Самая высокая труба. Это где такая?

В Казахстане она находится, в посёлке Солнечный в 40 километрах от Экибастуза. Куда я и прибыл морозным утром да почти сразу поймал пригородный автобус.


Ехать предстояло около часа, поэтому "туда" я ехал по темноте, все кадры по дороге к ГРЭС-2 сняты на обратном пути (качество ужасное, да).
С железнодорожной эстакады хорошо виден безразмерный провал, куда обрывается город - это и угольный разрез "Богатырь":

Звучное название Экибастуз - от одноимённого озера, что в дословном переводе значит "Две головы соли". Впрочем, "бас", "баш" - слово очень многозначное, другой вариант - "Два солёных истока". И вот на берегу этого озера в 1886 году рудознатец-самоучка Касым Пшенбаев нашёл уголь, которым в 1893 году заинтересовался павлодарский купец Артемий Деров, в последующие 5 лет основавший Воскресенское акционерное общество и даже построивший железную дорогу к пристани Ермак на Иртыше (ныне Аксу, пригород Павлодара).

После революции добыча на тридцать с лишним лет заглохла - в 1925 году копи законсервированы, предприятия и рельсы разобраны, в качестве шахтёрской столицы было решено развивать Караганду. Вновь за экибастузские угли взялись лишь в 1948 году, и на строительство разрезов, ТЭЦ, жилых кварталов были брошены заключённые, одним из которых оказался некто Александр Солженицын... в "Одном дне Ивана Денисовича" действительно узнаётся этот, тогда ещё не построенный, город.

Как показала дальнейшая разработка, экибастузское месторождение уникально - почти к самой поверхности выходит мощнейший угольный пласт, и в 1965-79 годах девятью очередями здесь был построен разрез "Богатырь" мощностью 50 миллионов тонн угля в год. В 1985 его дополнил разрез "Восточный" мощностью 20 миллионов тонн - в совокупности это 70% казахстанской угледобычи. Три разреза (ещё есть более старый, но относительно небольшой "Северный") и озеро Экибастуз образуют 12-километровое кольцо к востоку от города, окружённое неприступной стеной отвалов.

Так как экибастузские угли - не коксовые, а энергетические, рядом с супер-разрезами началось строительство супер-электростанций, от которых на запад Советского Союза потянулись супер-ЛЭП. Экибастуз стал настоящим шедевром промышленности ХХ века.
Стела (символизирующая роторное колесо) на выезде из города - чуть дальше съезд на трассу Астана-Павлодар:

Минут через 20 после вокзала, в 16 километрах от города на озере Жангельды, справа по курсу вдруг видишь настоящее светопреставление. Это ещё только ГРЭС-1, и её трубы имеют высоту 330 и 300 метров соответственно: правая была построена с ошибками, и говорят, даже чуть-чуть накренилась, поэтому иногда дым из двух труб идёт в разные стороны, под углом в 45 градусов. И тем не менее именно ГРЭС-1 с 8 энергоблоками - крупнейшая в Казахстане (4000 МВт), так как ГРЭС-2 построена менее чем на четверть.

Дальше минут 40 дорога идёт по пустынной и плоской степи, и лишь иногда, у озёр, с автобуса слезают рыбаки. В Солнечный автобус приходит, пройдя у подножья ГРЭС-2, и туда я приехал перед самым рассветом:

Для начала я решил прогуляться по самому Солнечному - во-первых, дождаться Солнца, а во-вторых, мне не хотелось, чтобы водитель автобуса на обратном пути увидел меня в районе ГРЭС. Посёлок выглядит ужасно.

После роскошной Астаны и зажиточной Караганды я как-то не ожидал обнаружить тут целые кварталы заброшенных зданий:

Заколоченные и заложенные кирпичом окна пятиэтажек - почти у всех опустели верхние два этажа:

Заброшенные многоэажки в степи:

Среди этого мрака - церковь:

И мечеть из силикатного кирпича:

Больше всего Солнечный напоминал мне посёлки Воркутинского кольца, но ведь там Крайний Север, да и условия изначально другие... При этом не сказал бы, что жизни тут вообще нет: так, по улице ходил целый взвод дворников в новеньких оранжевых спецовках, бодренько расчишали снег. Неподалёку просматривался целый квартал коттеджей. И всё же никак не ожидал столь тягостной картины.

За мечетью я вышел в степь, которая со всех сторон окружает посёлок. Увы, все кадры вышли немного не резкими - но думаю, дают представление о масштабе и форме Царицы Труб, довлеющей над посёлком:

О масштабах Экибастузской трубы очень хорошее представление даёт вот этот вид. Её диаметр у основания - 40 метров, то есть вторая труба (так, не труба даже, а трубочка!) на самом деле высотой метров 100:

А с другой стороны - плоское пространство с призраками электрических столбов вдалеке. Мёртвая тишина и неподвижность.

Но пора было идти к самой ГРЭС-2.

ГРЭС-2, заложенная в 1983 году, проектировалась как крупнейшая теплоэлектростанция мира - планировалось построить от 8 до 16 энергоблоков, но до остановки строительства в 1993 году в эксплуатацию ввели лишь два общей мощностью 1000 МВт - то есть не более четверти проектной мощности. Скорее всего, с этим связано и обилие заброшенных домов в Солнечном - он строился с расчётом на гораздо большее число жителей.

У самого подножья ГРЭС - канал, ведущий к озеру Тусдысор:

Корпус ГРЭС - его масштаб виден не сразу, но ведь эта штуковина высотой несколько десятков метров!

С рассветом канал породил неописуемое количество пара - и можете себе представить, какие это ощущения, учитывая что на улице было около -30. Мне казалось, что я тут либо околею, либо сойду с ума:

Ухожу в ледяной туман - к слову, машины по этой дороге (как раз ведущей в Экибастуз) ходят довольно часто, просто я в силу названных причин снимал только когда никто не видит:

Труба довлеет над головой. Её высота 420 метров - это примерно как у Останкинской башни без шпиля, и толщина примерно та же - снизу доверху труба сужается с 40 до 14 метров. Во всём бывшем СССР она только Останкинской башне и уступает, а вторую и третью трубы мира превосходит на 40 метров. Это действительно грандиозно.

С другой стороны от ГРЭС хорошо виден "пень" от недостроенной второй трубы:

Он только кажется маленьким - на самом деле эта штуковина размером с многоэтажку:

И мне хотелось идти дальше в степь, полюбоваться Царицей Труб издалека, но тут мимо проехал автобус из Экибастуза. Два часа в Солнечном пролетели мгновенно, пора было возвращаться на автостанцию, где к тому же продажа билетов начинается только перед отправлением. Я кое-как успел купить билет на последнее сидячее место.