Найти тему
Артур Рыкалин

Школьная база по Excel: математика, программирование, логика и творчество

Ранее я много писал про финансовые задачи в ЕГЭ, задачи с параметром, задания по англоязычным программам, задания по финансовой отчётности компаний. Мы не стоим на месте и стали углубляться теперь ещё и в Excel. И здесь тоже полно педагогических находок для творческого развития учеников.

Предыстория такая, что у меня в Северодвинске была очень сильная школа, хоть и гуманитарная. И наш учитель информатики на спецкурсах поставил нам хорошую базу по логике, программированию, ворду, экселю и др. В МГУ на экономе по экселю также были неплохие семинары и кружки по программированию. Также им пользовался потом постоянно по работе и расчётам, так что сам изучал инструментарий.

Я думал, что сейчас школьники просто летают в Экселе, но потом столкнулся со студентами МГИМО, РАНХиГС, Финашки и понял, что у них уровень сегодня ниже, чем у меня даже в школе, а у них диплом на носу. При этом одна студентка даже сдала ЕГЭ по информатике на 96 из 100, но на практике вообще просто не могла ничего сделать ни в ворде, ни в экселе.

И вот решил я в школе провести диагностику по экселю. Уже старшие классы, кто-то выпустился, была информатика в школе, а навыков нет. Пришлось всё с нуля пояснять и делать. Один ученик очень ориентирован на заработок и тут же сказал: "Зачем мне это знать, ведь за меня это может сделать бухгалтер". На что я ему тут же показал простейшую модель расчёта логистических тарифов и как предприниматель может тестировать за пару секунд, как изменения в экзогенных параметров тарифов тут же аукиваются в выручке, количестве клиентов, заработке. Такое не каждой бухгалтер будет делать и нужно самому понимать хот бы базу, чтобы давать ТЗ и пользоваться таблицами.

Обучение, уже по традиции, тут же начинаем с конкретных примеров - пробуйте сами. Сначала страх, потом вопросы, потом поиск в интернете, первые ошибки и научение в действии. К концу дня уже много было освоено, осознано, сделано, хотя и были блоки, что не получится, что очень сложно, что учитель ничего не объясняет. Учиться на практике и у практиков.

Тут же стали осваивать условные операторы, азы работы с массивами, тиражирование формул, сценарные подходы при смене входных данных. Кто-то стал самостоятельно вчитываться в справку, кто-то пользовался яндексом, кто-то спрашивал - все продвигались в своём темпе и со своим результатом. Тут же стали выходить на экономику, смотреть балансы и кидать мостики на ценность и смысл для предпринимателя.

Далее задания стали усложняться, формулы становится длиннее. Тут уже стало не до философий и каждый мог проверить свой результат изменением сценария и тут же получить обратную связь для работы над ошибками.

В таких творческих заданиях резко повышается вовлечённость, субъектность. Ученики увлечены поиском решения и оно не единственно как по форме представления, так и по сути реализации.

Интересное обучение, конечно, сквозное, когда начинаем с экономики, далее в обществознание, потом в математику, потом на английском, далее Excel, шахматы, финансовая отчётность, история, сбор яблок, офп и др. Одно переходит в другое и дополняет друг друга.

А кто сможет в экселе реализовать вот такую задачку для 10 класса?