Найти тему
Александр Рыжков

Гелла (грани романа Мастер и Маргарита)

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.

Гелла. Многие исследователи считают красивую, зеленоглазую женщину вампира второстепенным персонажем, но, как мы уже знаем, у Булгакова и буфетчик не прост.

По мнению исследовательницы Л. Милн, имя Гелла было взято Булгаковым из словаря Брокгауза и Ефрона, где указано, что на острове Лесбос погибшие девушки, ставшие вампирами, носили имя Гелла.

Все так. Но в словаре не сказано, почему на Лесбосе выбрали для девушек, в которых жизнь и смерть совмещены, именно это имя?

А ведь неподалеку от Лесбоса лежит «море Геллы», в древности по-гречески называемое Гелеспонт, теперь это пролив Дарданеллы. И та мифологическая Гелла не просто утонула в море и стала вампиром. Жизнь утонувшей Гелле дал дед по отцу Посейдон (владеющей секретом живой воды). Та Гелла соткана из противоположностей. В ее мифе соединяются мужское (дед по матери Марс) и женское (бабушка Венера), добрая мать (Нефела) и злая мачеха (Ино), деятельная удача (брат Фрикс – Марс, на золотом овне) и ее самой гибельное невезение (Венера в зодиакальном знаке Овна в изгнании, потому и не удержалась она на золотом баране).

Клубок противоречий в мифе, а значит в характере и судьбе.

Гелла и Маргарита – у Булгакова словно две грани любви (Афродиты). Гете в Фаусте совместил их в образе Гретхен. Гретхен у Гете – это жертва будучи живой, и должна стать мстительницей после смерти. Не случайно Фауст в Вальпургиеву ночь видит Медузу со шрамом на шее, которая напоминает ему Гретхен и так узнает, что ее приговорили к смертной казни. И отвратительный шрам у Геллы на шее, это явное напоминание о гетевской Медузе.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.

Булгаков разделяет эти образы и строит роман на их противопоставлении.

Нагота Маргариты – это вывороченная наизнанку ее душа. Нагота Геллы – просто тело, ведь у вампиров нет души. Булгаков не описывает нагую Маргариту. Намазавшись кремом, она становится невидима. Зато на тело Геллы обращается внимание неоднократно в различных эпизодах. У Булгакова Маргарита - это жертвенностью преобразившая себя после бала Афродита Урания, любовь небесная: награда гениям и героям. И после бала Бегемот символически оживляет Маргариту, предложив ей выпить чистый спирт (spirit имеет также значение «дух»). Гелла же - Афродита Пандемос: любовь земная: эрос и либидо.

И в финальной сцене Гелла отсутствует далеко не случайно (Хотя вдова писателя и говорит: «Миша забыл Геллу». Но именно, что НЕ забыл). В предыдущих редакциях романа всадников семь (пять мужских фигур и 2 женские), а в финальной написано, что их шесть.

Собственно так и должно было случиться. Рыжая Гелла – вампир, и ее доля быть мертвой среди живых, в иной мир без души хода нет. А доля черноволосой Маргариты быть живой среди мертвых (помните «беречь твой сон буду я»?).

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Возможно Вам будут интересны другие материалы на тему романа "Мастер и Маргарита: "Чернокнижник Герберт Аврилакский", "За что был наказан буфет и буфетчик", "Раз, два...Меркурий во втором доме...", "Ведь и мы хотим жить и летать", "Азазелло".

А найти полный текст моей книги Вы сможете здесь:

https://litmarket.ru/books/grani-romana-master-i-margarita?refCampaign=dzen&refId=14612