Найти тему
Субъективный путеводитель

Щёлково-3. Где жили первые космонавты?


В Щёлково-3 навигатор почему-то повёл нас через центр Щёлково, встретивший нас "космическим" муралом.

На светофоре обнаружился пассажир машины времени то ли из 1990-х, то ли из ближайшего будущего - мальчик-мойщик машин.

А в целом Щёлково - город явно интересный и отдельной поездки заслуживающий, но пока что мы проскочили его без остановок.

Наша первая цель куда как доступнее с Щёлковского шоссе, и отмечает её истребитель-памятник Су-7Б, на вооружении советской армии стоявший в 1960-80-е годы. У многочисленных космических достопримечательностей Щёлковской стороны был общий авиационный предок - аэропорт Чкаловский, основанный в 1932 году, когда военно-воздушному флоту СССР сделалось тесно на московской Ходынке.

Самолёты туда перебазировались целым воздушным парадом - 45 машин по три колонны пролетали прямо над Красной площадью, и вёл их на тяжёлом бомбардировщике лично Валерий Чкалов. Отсюда же он улетал в свой почти космический полёт в Америку через Северный полюс, а после гибели Чкалова в 1938 году (не здесь, кстати, а на Ходынке) имя героя закрепилось за аэродромом. С 1994 года, впрочем, тут уже не аэродром, а целый аэропорт, откуда летают пассажирские рейсы - конечно же, не те, на которые можно просто взять и купить билет.

Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что для ранней советской авиации Чкаловский значил примерно то же, что для космонавтики - Байконур. В аэропортовском посёлке Щёлково-3 жила элита советских лётчиков, из которой и выделились космонавты: в 1960-е годы буквально на другом конце взлётки появился Звёздный городок.

Сам Чкаловский с виду обычный аэродром, как Раменское или Быково - длинный забор, из-за которого торчат хвосты самолётов, да уходящее за горизонт пустое пространство. Наверное, что-то интересное там есть, но за КПП всё равно не проехать. Над посёлком, отделённом от аэропорта трассой, нависают вышки, которые я было принял за парашютные, но на самом деле это Радиоцентр №5, работавший и на гражданских частотах. В его глубине сохранилась "радиомачта Геринга", которая когда-то стояла в Германии и обеспечивала связь Люфтваффе, а в 1946 году была перевезена в СССР. Как я понимаю, радиоцентр уже давно не действует, но и не заброшен, и любители урбантрипа добираются до его мачт с попеременным успехом.

Аэропорт лежит к югу от шоссе, а посёлок - к северу. С 1958 года он входит в состав Щёлково, и вроде бы даже ЗАТО не был никогда. Улица Жуковского от радиовышек приводит в центр, который открывает небольшой воинский памятник на улице Гагарина. Типичный в общем Курган Славы - но только в миниатюре, и склоны его первыми в округе освободились от снега:

Ещё один монумент, более основательный - на другом конце улицы Гагарина. Над Вечным огнём взмывает Миг-21, в авиационном жанре монументалистики столь же популярный, как "тридцатьчетвёрка" - в танковом.

Напротив - аллея героев и отцов-основателей, причём видать совсем новая: и памятники сверкают новизной, и викимапия этого места не знает.

Между курганом и МиГом - Дворец культуры имени Чкалова, в котором сложно не признать бывший Дом офицеров:

А перед ним - целых два памятника Чкалову: бюст лётчика да реплика его "краснокрылого гиганта" АНТ-25, на котором он летал за полюс. Сейчас, когда авиаперелёты стали рутиной, сложно понять, почему в честь Чкалова сразу после его гибели называли города, но я бы охарактеризовал его ни чем иным, как предтечей Гагарина. Бурное развитие авиации в 1920-30-е годы, сам факт того, что человек может летать, причём летать через океаны, тогда впечатляло не меньше, чем покорение космоса. Валерий Чкалов, литовцы Дарюс и Гиренас, герои Сент-Экзюпери - все они были своеобразными прото-космонавтами, равно как и полярники, другие герои той эпохи, весьма похожи на покорителей чуждых планет. Аэродром и посёлок близ Щёлкова стали местом встречи двух героев - от фасада ДК едва заметная улица Циолковского ведёт к пятиэтажке, в которой жил Гагарин.

Но мы пошли сначала в другую сторону - за ДК мой взгляд привлекли вот эти дома, и мы решили рассмотреть поближе, конструктивизм это или же хрущёвки:

12.
12.

Оказался конструктивизм. Между Домом культуры и трассой обнаружился исторический центр Щёлкова-3, построенный может быть в 1929-32 годах вместе с аэродромом или в последующие несколько лет до войны.

13.
13.

Больше всего нас озадачил вот этот вот дом - вроде и хрущёба хрущёбой....

14.
14.

...но вы только посмотрите на эти крепостные башни!

14а.
14а.

Может, немцы после войны строили? Проработанностью порталов меня в своё время впечатлила ещё Кёнигсбергщина:

15.
15.

У самого Щелчка - Жёлтый дом, явно послевоенной постройки:

16.
16.

За ним - базарчик, и при виде кафе "Восток" представляется не космический корабль на фоне голубой Земли, а шурпа, шашлык и плов с лепёшкой:

16а.
16а.

Несколько домов с другой стороны от рынка сразу заставили вспомнить Жуковский, где такие строились после войны. Судя по всему, у авиационного ведомства в 1930-50-х годах были свои архитекторы.

17.
17.
18.
18.
19.
19.
20.
20.

На Институтской улице, ведущей в центр Щёлкова - 4 малоэтажки явно более высокого класса. Увы, никакой конкретики о датах постройки и изначальном назначении всех этих домов мне найти не удалось.

21.
21.

Весь посёлок буквально увешан мемориальными досками:

21а.
21а.

И хотя в составе "большого" Щёлкова он с 1958 года, "на местности" это никак не ощущается, тем более от центра Щёлково-3 отделено промзоной и заброшенными карьерами, похожими на глубокие овраги. Хотя в Подмосковье границы городов вообще довольно условны, и за этот месяц я видел десяток районов (Болшево, Юбиленйый), про которые можно сказать то же самое. Равно как и десяток "независимых" посёлков, обособленность которых абсолютно не ощущается (Томилино, Большие Вязёмы) "на глаз".

22а.
22а.

С Щелчка всей это красоты не видать - на уровне второго этажа проходит эстакада, но шумозащитные экраны напрочь закрывают вид. За эстакадой - пакгаузы "монинской" ветки, соединяющей Ярославское и Горьковское направление, и среди бесчисленных железных дорог России это самый что ни на есть Star Track: на неё нанизаны Королёв, Чкаловский, Звёздный городок и Монино. Проложенная в 1929 году, ветка была тупиком, пока в 1970-х годах её не продлили до Фрязево близ Электростали, соединив космическую столицу с вотчиной атомщиков.

22.
22.

Явно довоенные дома стоят и в глубине Щёлкова-3, не за ДК, а перед. Вот например Генеральский дом в конце улицы Ленина, по виду явно 1930-х годов:

23.
23.

Напротив, к нему торцом - и пожалуй самая странная постройка Щёлкова-3, ничего подобного ни в конструктивистской, ни в хрущёвской архитектуре я не припомню:

24.
24.
25.
25.

Это к вопросу о том, стоит ли заезжать в города по каким-то узко-тематическим поводам. Всего показанного выше мы бы не увидели, если бы не адрес вот этой пятиэтажки (улица Циолковского, 4), который мне подсказал знакомый без ЖЖ по имени Юрий Сергеевич.

26.
26.

Я был уверен, что Юрию Гагарину сразу после зачисления в отряд космонавтов дали квартиру в строящемся Звёздном городке, но нет - он переехал туда позже многих других именно потому, что в космонавты попал до начала строительства. Вот в этом подъезде Юрий Алексеевич жил с 4 апреля 1960 по 13 апреля 1966 года. В этот дом он вернулся к жене Валентине и маленьким Лене и Гале после полёта в космос... а также торжественного митинга на Красной площади и награждения в Кремле. И в квартиру свою космонавт, подобно каждому из нас, поднимался пешком.

27.
27.

И не стоит воображать сюжетов встречи близ мусоропровода удивлённой МарьИвановны в ночнушке с гордым Первокосмонавтом в кителе - обитателями этих пятиэтажек были высококлассные лётчики и космонавты первого отряда. Например, в соседнем доме в тех же 1961-66 годах жил Владимир Комаров. Он тоже переехал в Звёздный городок, а год спустя обкатывал новый "Союз" и разбился из-за отказа его парашюта, став первым космонавтом, погибшим "в деле". Гагарин мог быть на его месте, полёт на космическом корабле нового типа ему обещал лично Королёв, но из-за смерти Главного Юрий Алексеевич тогда остался лишь дублёром.

-31


Однако от судьбы видимо не уйти, а у героя судьба - умирать молодым и любимым. Не вернувшись в космонавтику, Гагарин вернулся в авиацию, и в первом же тренировочном полёте по нелепой случайности туманным днём разбился в полусотне километров отсюда. Вот только ушёл в свой последний полёт Юрий Алексеевич уже не отсюда - последние два года жизни он провёл в Звёздном городке...