Вместо предисловия, признаюсь честно, я мечтала написать этот текст с тех пор, как я начала слушать рэп. Конечно, это не супер глубокое исследование, но для меня это было важно. Так как Дзен не позволяет мне использовать и цитировать куски из-за нецензурной лексики в текстах, о которых я говорю, я рекомендую включать треки, чтобы понять точку зрения и получить ее прямую иллюстрацию.
Сейчас жанр вырос из своих истоков, и его темы стали шире, но деньги и девушки, как мерило успеха, всегда лежали в его основе как у зарубежных исполнителей, так и у русскоязычных. Для жанра, в котором доминируют мужчины — это неудивительно. Женский рэп в России до сих пор не сформировался: сильных исполнительниц высокого уровня до сих пор нет.
Особенность рэпа в том, что он формировался как несколько эгоцентричный жанр. Здесь свойственно читать про себя, свои проблемы и успехи. Стандартный троп для рэп исполнителей — «из грязи в князи». Если рэп нулевых выглядел как «я поднялся с низов», то рэп последних пяти лет сместился больше к демонстрации успеха. При этом не всегда важно, выдуман ли успех, важно, качает ли этот флекс. Именно эта искренность и одновременно фантазии жанра отображают отношение к женщинам в России лучше всего. И уже здесь формируется патриархальная парадигма. Мужчина успешен когда? Когда у него много денег и он может позволить себе все что хочет: квартиру, дорогую машину и не одну, сорить деньгами. А если есть деньги, значит, можно купить внимание женщин. Как «условно-бесплатно», так и прочие варианты. Считается, что если есть деньги, значит, ты нужен женщинам, ведь женщина внутри этой парадигмы меркантильна и не верна своему партнеру. У мужчины может быть много девушек и он может менять их как перчатки, и при этом он герой, но, если девушка делает так же, для нее найдется множество деррогативных терминов.
Женщина в рэпе — объект. Вещь, демонстрирующая успех. У того, кто ей обладает, она великолепна, красива и горяча. Даже если она не такая, то ей можно овладеть в качестве мести противнику, потому что это показатель того, что ты забрал чужой трофей.
У раннего Фэйса есть пример такого возвеличивания себя над потенциальным противником, возведенный в абсолют: он возвеличивает себя над индустрией российской и зарубежной через женщин, «принадлежащих» американским лидерам.
У Яндекса было великолепное исследование рэп-текстов, которое учитывает тексты, доступные на сервисе до июля 2018 года, и в одной из инфографик этого исследования указано, что слово, которое является синонимом самки собаки (все мы его знаем) — одно из самых часто употребляемых в русском рэпе.
Использование конкретно этого слова очень широко. Оно может обозначать просто женщину, не подразумевая унизительного контекста. В сюжете расставания оно может обозначать женщину, которая посмела отказать, но довольно часто оно обозначает динамику доминирования над женщиной. Другие слова, которые рэперы используют по отношению к женщинам: детка, малышка, бейби. И все они в коннотате несут тот же маркер доминирования. Потому что патриархат подразумевает, что успешный мужчина владеет женщиной, что он не то что даже в семейной ячейке, в коммуникации мужчины и женщины — он главный.
Один из самых неприятных мотивов во всей этой риторике даже не сам факт отношения к женщине как к объекту, это можно списать на специфику жанра, я так делаю часто, но очень тяжелый и непростительный мотив — это лирика о том, что музыкант или лирический герой не чурается взять женщину силой или хитростью. Я, честно, при всей своей любви к ЛСП, считаю Безумие одной из самых страшных для женщин песен, которые я слышала. Идея чего-то стороннего в напитке девушки, для достижения своих целей меня искренне пугает.
Сексизм в русском рэпе, конечно, не причина, а следствие патриархальной риторики. Именно поэтому женщины с меньшим успехом вписываются в этот жанр и к ним предъявляется больше требований. И, конечно, меня радует то, что в последние годы отношение меняется. В рэпе появляются персонажи, которые нарочито иронизируют над таким положением дел, высмеивая его, как SQWOZ BAB, рэперы, которые концентрируются на метафорах и рисовании образов, как Pyrokinesis, артисты, которые обращают внимание на проблемы женщин и страшные ситуации в их жизни, как Loqiemean. К 2020 году слушатели и музыканты уже пресытились просто манифестацией успеха и им становится интереснее исследовать другие нарративы.