В комментариях под моими статьями я время от времени вижу подобные вопросы. Я стараюсь терпеливо на них отвечать, но выходит не всегда корректно. Этой статьёй я хочу ответить всем читателям моего канала, которые задавали такие вопросы или же стеснялись спросить. Просто на словах, без доказательств, примеров.
Учебники Петерсон из программы "школа 2100" (запрещено для детей) некоторые называют "сильными". Слышал я мнение, что "эта программа не для всех". Она и в самом деле не для всех. Но совсем по другим причинам, чем кажется.
В математике, литературе и прочих науках есть структура, которая связывает, казалось бы, разрозненные знания. Эта структура в реальной науке довольно проста, но не слишком очевидна.
Вообще, структур, в которые вписываются знания, может быть много. Это может быть просто линейная конструкция, в которой знания связаны только с соседними. Может быть и многомерная, пространственная, научная.
Память человека ассоциативна, поэтому для извлечения из неё каких-то конкретных знаний, нужно размотать клубок связей от текущей ситуации до этих знаний. Понятно, что если связей мало, то шагов нужно сделать много? Есть, правда, исключение: если существует прямая связь от ситуации к знаниям, никакого клубка не надо. Вы же понимаете, что это крайне редкая удача?
Ребёнок запоминает знания (формулы, теоремы) только тогда, когда для этих знаний в его голове есть специально отведённое место. Место, созданное структурой науки. При обучении, учитель должен создавать в голове ребёнка не сами знания, а структуру. Говорят, учитель может только указать на дверь, войти ученик должен сам. Вот об этом и говорится: знания ребёнок возьмёт сам именно те, которые впишутся в структуру, созданную учителем.
Я это так подробно описал, чтобы легче было объяснить, что делают учебники петерсонихи.
Построены они так, что создают даже не линейную структуру, а разрозненные пары типа "ситуация-алгоритм". Это тоже своего рода способ, и у него есть свои преимущества, например, в оперативности работы (именно поэтому компьютер так быстро работает, а запетерсоненные дети иногда показывают высокие результаты).
Недостатки тоже есть. Новые знания в эту псевдосистему не могут вписаться. Точнее, они как вписываются, так и прекрасно выписываются, без постоянной прописки (ибо места для них нет).
Казалось бы, что плохого в парах типа "ситуация-алгоритм"? Петерсониха вообще говорит, что это - лучший способ учить, ведь создать пространственную структуру куда сложнее, а работает она медленнее. А вот к чему приводит такой подход на практике:
Чтобы запетерсонить мозг человека и заменить реальную многомерную структуру набором таких пар, требуется много времени и сил. Их же очень много. Не так: ОЧЕНЬ много. Человеческая память ограничена, но ребёнок, у которого она хорошо натренирована, более или менее способен запомнить все пары, которые встречаются класса до 5ого. Может, до 6ого, если ребёнок действительно сильный. Вот это надо понимать под словами "не для всех".
Смысл такой: только очень сильный ученик вывезет запоминание всех пар "ситуация-алгоритм" из начальной школы.
(И что мы наблюдаем? Петерсониха догадалась до учебников начальной школы, но не до учебника хотя бы 7 класса.)
Дальше структура усложняется ещё немного. В действительности, совсем немного, но внешние признаки ситуаций меняются кардинально, поэтому запетерсоненному ребёнку требуется учить всё новые и новые пары "ситуация-алгоритм". Подход работать перестаёт даже у тех, у кого раньше работал. Внешние признаки успешности могут протянуться аж до середины 8ого класса.
Вот теперь вспомните, сколько у вас, уважаемые читатели, знакомых, которые учились по сильным программам, но в 7-8 классах сильно сдали? Учителя, я думаю, поддержат меня и скажут, что этот рубеж преодолевают буквально единицы. И это невероятно сильные ученики, которые запомнили все решения всех задач.