Рождество
Чем хороша работа с архетипами? Историю все знают и могут войти в контакт с неким общим сюжетом. Но при этом контакте на свет выходит эмоциональный материал каждого участника.
Способом увеличить разнообразие сигналов, получить сигналы из разных слоёв – коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное - является сдвиг всей картинки-образа в сторону на один шаг. Это приём из структурных расстановок. Когда мы просим всю структуру сдвинуться на один шаг, мы получаем возможность сфокусировать на новом слое реальности и получить новый срез информации.
Чего в этой информации больше: архетипического или личностного материала заместителя? Это всегда по-разному.
- Мне как историку интересен общий слой реальности, который повторяется из группы в группу (архетип события).
- Мне как терапевту интересно извлекать из подобных упражнений индивидуальный контекст участников тренинга.
Для кого-то ближе радость рождения младенца и возможности с этим связанные, а кто-то даже в момент рождения уже омрачен фокусом на предстоящих страданиях.
Так как среди читателей преобладают профессиональные психологи – прошу отнестись к посланиям заместителей и последующему обсуждению именно с позиции профессионального терапевтического ракурса. Это очень интересно.
Ход упражнения:
- Участникам предлагается мозговым штурмом выбрать и записать ассоциации с Рождеством.
- Наиболее общие из них выписываются на листочки и раскладываются на полу (надписями вниз).
- Участники группы в случайном порядке выбирают и присваивают себе роль: «Я то, что написано на бумажке в тот момент, когда случилось Рождение младенца».
- Далее процесс происходит в замещающем восприятии расстановки в сочетании с методом большого процесса (процессуальная работа Арнольда Минделла) в три этапа-среза.
- Группа три раза делится своими ощущениями из роли. Информация специально сгруппирована по каждой роли (по каждому заместителю).
***
Заместитель "Младенец Иисус":
- Я пришел вам всем помочь.
- Я готов прощать и я готов к тому, что будет очень сложно. Я мудрею, расту, и вижу всю сложность, всё не просто, всё не так, и любой ценой надо менять.
- Я уже простился со своей жизнью земной. Я всех прощаю. О том, что будет дальше, я ничего не знаю. Я пока еще человек. Знаю, что будет страшно. Но я осознанно иду.
Заместитель "Бог-отец":
- Ощущение покровительства.
- Я уменьшился и мне приятно, что народ вырос духовно.
- Я ресурс. Мне приятно, что мудрость появляется, что младенец мудреет. Но еще появляется тяжесть в груди. У меня связь с фигурой смысла-сути.
Заместитель "Мария":
- Я не могу говорить. Мне больно. Я рожаю. Я счастлива.
- У меня радость продолжается. Мне хочется звезду к себе поближе подвинуть.
- К радости примешиваются слёзы. Эйфория прошла полностью. Я поняла, что он с самого начала на меня не смотрел на меня, что он не мой. И мне хочется спрятаться за спину Иосифа и рыдать.
Заместитель "Иосиф":
- Счастлив.
- Понимание.
- Понимание замысла Творца.
Заместитель "Звезда":
- Настроение хорошее.
- Так же, как и было. Настроение прекрасное. Внутри свечение.
- Радость еще есть, но свечение внутри уже не так. Настроение падает. Свечение тоже. Свечу и свечу.
Заместитель "Волхвы":
- Я испытываю счастье и радость.
- Очень сильная тревога и ощущение предрешенности, предопределенности.
- Грусть сильная. Грусть продолжается. И появляется сомнение. А надо ли было все то, что мы делали?
Заместитель "Дары волхвов":
- Я изобильна и бесконечна. Берите меня.
- Хотела быть полезной, а ощущаю себя чем-то бесполезным.
- Я ничтожный дар великому дару. Я сейчас понимаю, насколько я ненужный дар по сравнению с тем даром, который принес этот младенец в этот мир. Он – главный дар.
Заместитель "Народ":
- Пришло спасение.
- Мы выросли. Что-то хорошее для нас произошло.
- Праздник. Есть что-то что нас всех сплачивает, что-то во что мы верим. На телесном уровне я чувствую связь с Богом Отцом. Прямо поток.
Заместитель "Смысл":
- Я очень большое и пространное. Моё внимание – не здесь.
- Я ужался, сузился. Недоумение по этому поводу. Я похожа сейчас на бумажку, которая сгорела в пепел и начинает развеиваться.
- Я перехожу к тому, кто меня сюда послал (к Богу Отцу). С народом и яслями вообще уже не интересно.
Заместитель "Ясли":
- Бесполезность.
- Я нашла себе место, мне здесь комфортно. Я теперь важная и нужная. Я важный предмет.
- У меня чувство сопричастности к чему-то великому. Вот я такая деревяшка обструганная, а оно оказалось вон оно как!!!
***
Как вы понимаете, дорогие мои читатели, данный опыт нужен только для того, чтобы понять что-то про себя любимого и хорошего.
Обсуждение (Ответ на вопрос: «Что дало мне это упражнение»):
- Нам ничего не принадлежит.
- Всё произошедшее и происходящее – замысел высшей силы (Творца).
- Я за эти несколько минут представил и ощутил всем телом всё величие подвига его. Пропустил через тело и душу.
- Даже деревянные ясли чувствуют сопричастность и радость. Мне как человеку хочется отбросить уныние и найти радость, найти повод для радости. Это великий дар. А я ведь не просто деревяшка соструганная, я человек. И у меня огромное количество возможностей.
- Мы ждём какого-то праздника вместо того, чтобы создать этот праздник своими руками. Не ждать надо, а действовать. Звезда у нас погасла, и все погасли. Мы же сами можем создавать себе любой праздник, любое настроение.
- Событие такого масштаба просто не укладывается в голове. Мы его не может постичь, понять до конца. Надо радоваться тому, что есть. Радоваться жизни.
- Произошло событие. Но в зависимости от того как на него посмотреть, оно меняет свои свойства. Можно посмотреть на него как на изобилие и то, что приносит огромную пользу. А можно ничего не увидеть и ничего из него для себя не вынести. И важно то, что я сама могу менять свою точку зрения на самые привычные вещи.
- Нам помогают пелену с глаз снять. Но это наш выбор, увидим мы что-то ли не увидим. Но возможности нам дают.
- Я в изумлении. Присутствующие на самом деле всё это чувствовали или подыгрывали друг другу в этой игре. (Ответ ведущего: «И так, и так. Сигнал один, но очень многослойный. А человек-заместитель как телевизор. Иногда Самсунг, иногда Рубин. Каждый своё показывает, своё привносит. Но есть и общее у всех»).