Найти тему
Транспортный Глобус

Как в Мосгордуме троллейбусы спасали

Провели под руководством депутата Дарьи Бесединой 26 декабря в Мосгордуме круглый стол на тему «Перспективы развития электробусов и опасность ликвидации троллейбусов в Москве».


Как, наверное, многие знают, троллейбус в Москве активно уничтожается. На данный момент от некогда разветвлённой сети осталось около трети, а из 100 троллейбусных маршрутов осталось чуть больше 30. Правительство Москвы за все эти годы не смогло ни разу внятно объяснить москвичам, для чего оно это делает. С 2017 года они стали нас успокаивать тем, что, хоть троллейбусы и сокращаются, но зато скоро им на замену придут электробусы. Однако с их появлением вопросов стало ещё больше. Почему правительство Москвы делает упор именно на ультрабыстрой зарядке на конечных, а не на других типах? Почему такими электробусами заменяются в первую очередь именно троллейбусы, а не дизельные автобусы? Считал ли кто вообще их выгоду?

-2

Тема ликвидации московского троллейбуса не очень часто поднимается в общественных дискуссиях, на заседаниях правительств и т.д. Она меркнет перед более острыми социальными вопросами типа реновации, платных парковок, строительства хорд и прочего. Тем и важно было обсудить её на таком высоком уровне в Мосгордуме. Спасибо депутату Дарье Бесединой, решившейся организовать этот круглый стол.

-3

Вообще, нельзя сказать что это был мой первый круглый стол. Ровно 3 года назад я был в том же самом учреждении на столе по той же самой теме. Только тогда проводила его депутат Шувалова от КПРФ.
Но только в тот раз я был тихим незаметным участником, которому пришлось уйти с середины мероприятия, поскольку надо было на работу. Сейчас же я был не только в числе основных докладчиков, но и одним из основных организаторов и идейных вдохновителей.

Последнюю пару недель я был занят подготовкой этого всего. Настолько глубоко оно затянуло, что даже свой доклад я доделывал в последнюю ночь и по дороге. Это был наш первый опыт организации подобных мероприятий. Было много непонимания того как чего делать, как что должно быть организовано и т.д. Но, несмотря на мелкие косяки, всё прошло очень круто! Пришли и представители заводов и один из руководителей питерского ГЭТ, были и сотрудники Гринписа и разные транспортные эксперты, и депутаты Мосгордумы и муниципальных собраний.

-5


На самом деле, какое-то невероятное ощущение, что это случилось! Когда столько важных серьёзных людей собралось, оторвалось от своих дел, приехало, в том числе из разных городов (были даже гости из Беларуси), и ты к этому имеешь прямое отношение. Т.е. если бы не ты, их бы планы, может, никак не были бы потревожены. Примерно то же я испытывал когда организовывал путешественнический проект "дом для всех" в Аргентине. Но там, всё же, были, в основном, люди моего круга, а тут - разные большие начальники! Которые, несмотря на занятность, посчитали нужным приехать к нам.

-6

Но от Дептранса и Мосгортранса не пришёл вообще никто. Это, конечно, ни разу не значит, что им было это неинтересно. Интересно, ещё и как! Источники из этих ведомств уже сообщают, что наши доклады с жёстким и нелицеприятным фактажом хорошо так разворошили это осиное гнездо. Да и мы сами могли это беспокойство наблюдать - всю неделю они нам звонили, что-то выясняли, не сообщая какой-либо конкретики. Обещал сначала присутсвовать зам.руководителя ЦОДД (центр организации дорожного движения) А. Евсин. Утром сначала обещали прислать аж зама Ликсутова, потом - другого зама, потом сотрудника рангом поменьше. Просили даже пропуск на машину. Но, в итоге, решили не рисковать. Говорили, что, чуть ли, не сам Ликсутов лично запретил всем сотрудникам туда ходить под страхом увольнения.

-7



Вкратце, как оно было. Сперва участник комитета "
Москвичи за троллейбус" Иван Кожушко поведал о том, до чего довела поспешная ликвидация троллейбуса. Переработки водителей, резонансные ДТП, пожары автобусов в центре Москвы. Это лишь неполный перечень того, до какой ручки доведён московский транспорт, ставший реально ОПАСНЫМ для пассажиров и жителей города.

Денис Фролов выступил с докладом о типах электробусов. Денис был одним из ключевых рассказчиков стола. Раньше он работал в "Мосгортрансе" и занимался, в том числе, испытанием поступавших электробусов. За довольно короткий срок Денис успел вырасти от водителя троллейбуса до заместителя директора парка. Он принимал участие в разработке стратегии развития электротранспорта в Москве от ИЦ Сколково и был победителем конкурса Экспосититранс2014. Но даже несмотря на такие заслуги за жесткую протроллейбусную позицию Дениса заставили со скандалом уволиться из Мосгортранса. Сейчас он - директор по развитию электротранспорта на УТТЗ (Уфимский трамвайно-троллейбусный завод), продолжает заниматься троллейбусами.

Интересный факт - его коллега Иван Хохлов, занимавшийся запуском первых электробусов, и активно за них топивший, в своё время, работает теперь там же! (кстати, именно он как-то поделился не на камеру своими реальными соображениями про электробусы и их полезность).

Сергей Владимирович Катаев из руководства предприятия "Горэлектротранс" города Санкт-Петербурга. Выступил с интересным рассказом о внедрении электробусов с динамической зарядкой в Северной Пальмире. Пару слов было про испытания трамвая на водородном топливе и о том, что в Питере негласное разделение между разными типами электробусов: ГЭТ испытывает динамическую зарядку, а Пассажиравтотранс (автобусы) - ночную.

Производители. Михаил Андреевич Гуриев. Завод "Транс-Альфа-Электро", Вологда. Они пребывали довольно долго в анабиозном состоянии и ничего не выпускали. Однако в последний год процесс пошёл, завод заработал на полную мощность и сейчас цеха предприятия заставлены новой техникой. Завод готов работать и с Москвой, готов предоставить и электробус с динамической зарядкой, но Москва в упор не хочет.

-11

Уфимский трамвайно-троллейбусный завод. От него приехал директор - Рассадников Денис Валерьевич. Завод не так давно появился, но постепенно охватывает рынок. Их троллейбусы уже ходят в Альметьевске, Чебоксарах, Иваново. Завод готов идти дальше, в т.ч. и сделать троллейбус/электробус для Москвы.

-12

Выступил и директор завода "Плутон" по производству и модернизации тяговых подстанций Александр Сергеевич Севастьянов. Назвал примерную стоимость модернизации всех московских подстанций.

-13

Александр Морозов, известный с начала нулевых борец за права трамваев, а теперь - вице-президент МАП ГЭТ, сделал хороший доклад о мировой практике. "Почему мы боремся за какие-то непонятные показатели? Нам же Владимир Владимирович Путин дал установку какие показатели выполнять. Повышение продолжительности жизни - один из них. Какое может быть ухудшение с таким отношением к экологии?".

-14

Из МИИТа (Российского университета транспорта) пришёл Алексей Валентинович Колин. Рассказал о том, что МИИТ неоднократно писал в Дептранс и Мосгортранс на предмет того, что зачем троллейбусы заменяются именно автобусами, если их потом собираются перевести на электробусы. На что ему ответили, что это, типа "временная мера" для переоборудования парков.

-15

Брали слово и депутаты МГД. Александр Соловьёв из "Справедливой России" - председатель экологической комиссии. Сзади на фото, кстати, слева сотрудница Гринпис. По их мнению, ликвидация троллейбуса, может и не так заметно, но повлияла на общий уровень экологии. А менять уже работающий тип зарядки на менее надёжный и менее экологичный - абсурд.

-16

Председатель муниципального собрания района Гагаринский Елена Русакова рассказала интересную историю по какой причине сохранился 28 маршрут. Напомню, что его собирались закрыть вместе с "киевскими" маршрутами 7, 17, 34, так как разрывалась линия из парка. Елена Леонидовна развернула кампанию среди жителей района по сохранению маршрута и переводу его в другой парк. И, в итоге, ей удалось! Правда, ценой трёх других маршрутов - 11, 38 и 50. Но это уже не вина Елены. Главное, что удалось показать - протест работает.

-17

Одним из последних выступил Кирилл Янков - председатель Союза пассажиров России. Я не очень понимаю что это за организация, и зачем она нужна. Но когда мы составляли список участников, решили позвать и их до кучи. Кирилл Владимирович сделал важное дело - высказал непопулярную на этом мероприятии позицию. Типа то, что "пассажиру не важен тип транспорта, а электробусы - не так уж и плохо".. Дептранса в качестве оппонентов нам не дали, поэтому за наличие плюрализма мнений стал ответственным этот странный "Союз пассажиров".

-18

Мы же с ведущим Дмитрием Андрусенко пытались укладываться в регламент и следить за соблюдением повестки. Это удавалось не всегда хорошо - всем хотелось высказаться, и подольше. Приходилось пару раз останавливать уход в сторону. Пару раз брали слово те, кому предполагалось дать ему чуть позже, но это было не столь существенно. Даже вышли за отведённые 2 часа, но, вроде, всё обсудить успели.

-19

Так или иначе, и депутаты, и эксперты, и производители, и эксплуатационщики из других городов сошлись на мнении, что московские электробусы сами по себе - вещь неплохая. Но заменять ими надо именно автобусы, а не троллейбусы. Ну и оптимальная зарядка для Москвы - именно динамическая, как в Санкт-Петербурге. По факту, понимают это все, в том числе и непришедшие на Круглый стол чиновники, уничтожающие троллейбусы. Не понимает или не хочет понимать только один человек, и всё, в общем то, направлено на то, чтобы переубедить именно его.

-20

В общем, очень интересный вышел опыт. Я очень надеюсь, что он возымеет нужный эффект. По крайней мере, мы продолжим делать всё, чтобы это случилось. Так что, уважаемый Дептранс, выполняйте, пожалуйста, нашу резолюцию, восстанавливайте троллейбусы (электробусы с динамической подзарядкой)! Её, а также наши доклады можно найти здесь, вот по этой ссылке.

В посте использованы фотографии с сайта Мосгордумы.