Сморгонь - городок (36 тыс. жителей) на западе Беларуси, куда мы приехали по лесной дороге чуть не сшибив косулю. Поплутали среди пятиэтажек и наконец вырулили с огромному новому Спасо-Преображенскому собору, в котором шла служба. Пение громко транслировалась на улицу. Донельзя агроренессансная постройка вдалеке - местный ЗАГС:
Собор глядит на речку Оксна, подпёртую плотиной, а на том бережке видна главная достопримечательность города - храм-крепость Святого Михаила (1606-10):
Сморгонь известна с 1502 года как крупная вотчина Зеновичей, один из которых - Юрий - в середине 16 века перешёл в кальвинизм и основал соответствующую церковь. Его сын Криштоф отстроил церковь в камне и с оборонными элементами, а внук вернулся в католицизм и передал церковь католикам. В 1628 году Сморгонью завладел главный кальвинист страны Радзивилл, придумавший здесь кое-что повеселее всех религиозных дел - Сморгонскую медвежью академию.
Судя по всему, дрессировщики медведей тут жили и раньше, но Радзивилл подошёл к делу с фирменным размахом. Процитирую википедию: особенного расцвета «академия» достигла при Кароле Станиславе Радзивилле по прозвищу «Пане Коханку», который владел Сморгонью в 1762-90 годах. Он назначил руководителем академии «барона» литовских цыган Яна Мартинкевича (...). Тот набрал группу из 20 цыган, которые жили и работали в школе. В период расцвета в «академии» дрессировали одновременно до 10 медведей и несколько обезьян. (....) Помимо собственных воспитанников, на обучение принимались медведи и от посторонних лиц, которые должны были заплатить за работу, питание и проживание дрессировщика. После смерти князя, и вхождения белорусских земель в состав Российской империи школа постепенно приходит в упадок. (...) Вплоть до 30-х годов XX века на территории Белоруссии бродячих цыган с медведем называли «сморгонский учитель с учеником» (...), а сомнительное учебное заведение — «сморгонской академией».
Сейчас об этом напоминает лишь пряжка на заборе у речки:
Дальше Радзивиллы поддержали Наполеона (который именно здесь передал остатки армии Мюрату и побежал во Францию собирать новую армию), за что потеряли даже свою "головную" резиденцию Несвиж и Мир, не говоря уж про Сморгонь. До 1843 года ей владели Пшездецкие, а затем Сморгонь наконец перешла под управление государства, стала еврейским местечком и к 1904 году разрослась до города, спустя десть лет разрушенного Первой Мировой войной. Ныне - типично белорусский городок с ухоженными улицами и машиностроительным заводом на окраине. Обратите внимание, как изящно сцена и трибуны летнего театра установлены по разные стороны речки:
У мостика довольно красивый памятник Франциску Богушевскому, белорусскому поэту конца 19 века, происходившему из этих мест:
Костёл-крепость действительно очень необычен. В принципе храмы-крепости в Беларуси явление нередкое, но здесь архитектура совершенно другая. Мне в принципе не приходят на ум какие-либо аналоги:
Современное убранство столь же оригинально:
Напротив костёла - райком. Вот такая подобралась компания - Христос, Богоматерь и Ленин:
Но в целом Сморгонь - город одной достопримечательности, и провели мы тут от силы полчаса:
Остатки исторического центра:
Чуть дальше, в селе Новоспасск, я увидел впечатляющие руины храма. По данным "Глобуса Беларуси", это была базилианская (то есть греко-католическая) церковь конца 18 века, после 1830 года (упразднение униатства в Российской империи) переданная православным и разрушенная всё той же Первой Мировой. Говорят, при II Речи Посполитой её не восстановили потому, что жители села так и не смогли договориться, что им нужнее - церковь или костёл. Вид у руины совсем средневековый: