Здравствуйте. Продолжим просвещаться по вопросу о языческой религии наших предков славян. Словенский филолог, специалист по славянским языкам, профессор Грегор Крек(1840-1805) писал, что славяне почитали бога богов, высшего бога, хозяина неба и земли, света и грозы. Другие боги почитали его, как старшего в роде. Имя этого бога в Ипатьевской летописи (под 1114 годом) Сварог.
По мнению российского и советского этнографа, филолога и историка Гальковского Н. М., слово "Сварог" происходит от санскрита, Svar — светить, сиять, блестеть. Также это употребляется в значении:
- Солнце.
- Солнечный свет, солнечное сияние.
- Светлое пространство вверху, небо, как местопребывание праведников и богов.
Через прибавление суффикса происходит слово "Сварга", которое обозначает:
- Имя прилагательное — идущий по небу, находящийся в небесном свете, небесный.
- Имя существительное —небо,преимущественно как пребывание богов и блаженных, чему явно соответствует наш Сварог. Итак, Сварог управлял движимым облачным небом.
Однако, следует понимать, что корни всех арийских языков могут быть сопоставляемы с санскритом, но славяне выделились в особую ветвь в незапамятную доисторическую эпоху, в течение веков язык славян обособился и развился вполне самостоятельно. Нет сомнения, что язык днепровских славян X-Xll веков ближе к современному, чем к языку доисторических арийцев. Поэтому мы можем попытаться обьяснить непонятные слова наших предков на основании современного языка. Итак, корень слова "вар", что означает:
- Кипение, (варево),сваренное кушанье, варка кушания или варенья.
- Солнечный зной (солнце варом варит, говорили в Смоленской губернии о полуденном зное)
- Растопленная смесь из смолы и воска для приготовления дратвы, ниток, употребляемых при шитье сапог.
При посредстве приставки образуется слово "свар". В современном языке существительное "свар" не применяется, а есть слово сварка, то есть соединение, спаивание или сковывание при помощи накаливания на огне двух металлических предметов. Суффикс "ог" указывает на предмет, интересно, что все слова с этим суффиксом неодушевлены: "пирог, творог".
В Ипатьевской летописи под 1114 годом слово "Сварог" упоминается, как пояснение к слову "Феоста" — Гефест.
"И бысть по потопе и поразделении язык поча царствовати Местром от рода Хамова, по нём Еремия, по нём Феоста(Vulcanus), иже и Сварога нарекоша египтяне... Те же Феоста(Vulcanus ) закон устави женам за един муж посягати сего ради позваша и бог Сварог. И по сем царствова сын его, именем Солнце, его же нарицаютъ Дажьбогъ Солнце царь, сын Свароговъ (Sol vergo Vulcani filius), еже есть Дажьбогъ, бе бо :мужь силен"..
Сварогу поклонялись и другие славянские племена. По словам Титмара Мерзербуржского, в земле Редарей, в городе Редигост, был храм, внутри которого стояли идолы. Главным из них был Сварожич. Не выяснено, был ли Сварог общеславянским богом, но, судя по определению имени, Сварог олицетворял небо и солнце, а эти предметы обожествлялись не только у славянских племён, но и во всех языческих религиях. Русский писатель Xll века, автор Ипатьевской летописи имел ясное представление о Свароге. Как и Гефест, Сварог был богом огня и учредителем браков. У Сварога был сын Солнце Даждьбог, именуемый Сварожичем. Летописец сравнивает Сварога с Гефестом не случайно. Гефест был, по понятиям греков, искустным кузнецом. Гальковский вспоминает дошедшую до наших времён подблюдную песню (русские песни, исполняемые во время святочных гаданий), имеющую какое-то мифологическое значение " идёт кузнец из кузницы", о кузнеце с тремя молотами, которого девушка просит сковать подвенечный убор — золотой венец, перстень и булавочку, то есть устроить ей брак.
Композитор и исследователь русского и славянского фольклора Фаминцин Александр Сергеевич (1841-1896) считал Сварога божеством первобытного огня, творцом мира, но Гальковский, утверждал, что, наши языческие предки не дошли ещё сознанием до Всевышнего, но возможно, именем Сварога они почитали небо вообще.
Из всего вышеназванного Николай Михайлович Гальковский делает вывод, что Сварог — это это небесный свод, украшенный солнцем и опирающийся на горизонт. Недаром, утверждает он, что в Новгородской губернии говорили: "сварьба" и "сваребный", вместо "свадьба" и "свадебный". Но соединение неба с землёй только мнимое: соприкасаясь, они не сходятся. Возможно, отсюда взялось слово "свара".
Итак, Сварог— это небо с солнцем и горизонтом. Дети Сварога, Сварожичи, это огонь и солнце.
На этом позвольте раскланяться, до встречи на страницах канала. С наступающим свелым праздником Рождества вас, дорогие друзья! Удачи вам!