400 000 бутылок, километр полок, 1 500 квадратных метров площади. Открыт в 1874 году, открывала его Marie Blanc – но не мама Ленина, а её полная тёзка, соосновательница Société des Bains de Mer. Полтора года рабочие долбили в скале тоннели, опустившись на глубину в 14 метров. Хранилище полностью защищено от вибрации, шума, сквозняков, запахов, солнечного света (разумеется), здесь поддерживается постоянная влажность (75%) и температура (13-14 градусов).
Называется оно Les Caves de l'Hôtel de Paris Monte-Carlo.
Сперва у Les Caves задача была однозначная – разливать по бутылкам вина из бочек, доставленных из бордо, хранить – и отгружать клиентам Société. После розлив происходил уже в самих поместьях, вино стало приходить в погреба уже в стеклянной таре. Выбор вин патриотический – да даже шовинистический. 98% - французские. Lafite, Rothschild, Petrus, Cheval Blanc, Yquem, Romanée-Conti, Dom Pérignon, Cristal Roederer. И т.п. И бордосские вина по-прежнему преобладают – их здесь 70%. Три четверти всех вин выстаиваются, остальные могут продать желающим. Но не всегда и не всем. Хранитель рассказал, что деньги не решают всё, и если, скажем, клиент решил шиковать напоказ, заказал сверхдорогое коллекционное вино, чтобы пить его на пляже как аперитивчик – он это вино не получит. В соответствующей обстановке, с подобающим ритуалом – пожалуйста. Но не так вот.
Я сказал, что да, очень много дорогих бутылок – но китайцы всё равно могут купить всё. И услышал, что всё им не продадут. Как я понял, тут выбирают, кому отдать выпестованный шедевр.
Хозяева – люди со своими понятиями, если им что-то нравиться – будут покупать, выдерживать, красиво подавать. Нравятся им 4 региона – Бордо, Бургундия, Шампань, Прованс. Спросил, нет ли чего-то из Эльзаса. Есть – но всего несколько бутылок. И, разумеется, это Тримбах – вино от самых упорных иссушителей эльзасского вина (для доведения его до международного уровня – ну, как они его понимают).
По стенам висят фото гостей - знаменитостей.
Уинстон Черчиль вновь открывал погреба после войны, в 1945, пил ром 1811 года. От врага 20 000 лучших бутылок прятали за стеной в семь слоёв (из бутылок попроще), сквозь неё враги не продрались, сокровище не растащили.
В апреле 1976 принц Ренье Третий и Грейс Келли праздновали в погребке двадцатилетие свадьбы в узком кругу избранных друзей.
Что-то такое там и сейчас происходит: погреб можно приватизировать для частной встречи.
Каждый день винами загружают винтажную тележку, бутылки развозят по ресторанам и номерам гостиниц ( De Paris и L’Hermitage), часть из них заказана гостями, другие – для пополнения запасов, «на опережение спроса».
Единственный облом визита – из той самой бутылки, из которой наливали Черчиллю, мне не налили.
Не сочли достойным, да. Ну-ну… Ещё увидите…Посмотрим….Вспомните…
Подписывайтесь на мой канал – здесь в самом деле всё интересное! До новых встреч.